СП: особые экономические зоны могут не быть созданы в срок
Лента новостей
Счетная палата исследовала, как используются государственные средства на создание ОЭЗ и пришла к неутешительным выводам
Инфраструктура создаваемых в России особых экономических зон (ОЭЗ), скорее всего, не будет построена в установленный правительством срок — к 2015 году. Государственная поддержка на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ используется малоэффективно, говорится в сообщении Счетной палаты России. Контрольное ведомство исследовало ситуацию с формированием ОЭЗ в 2011 году и первом полугодии 2012 года.
Создание ОЭЗ, как отмечают в СП, призвано перевести российскую экономику на инновационный путь развития. Согласно сообщению ОАО «Особые экономические зоны» (управляющая компания, в ведении которой находятся все ОЭЗ), ОЭЗ — интегрированный инструмент экономического развития. Он предусматривает, что государство создает особые территории, которые наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли.
В СП подсчитали, что по состоянию на 1 июля 2012 года в создание ОЭЗ из федерального и региональных бюджетов вложено 115,4 млрд рублей. При этом 33,7 млрд рублей не освоено, из них 19,1 млрд – незаконтрактовано. «[Это] свидетельствует о низком уровне эффективности использования государственной поддержки на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ», — выносит вердикт СП.
Ведомство обнаружило причины такого положения. По данным аудиторов, «ОЭЗ» и ее дочерние компании в срок не провели запланированные конкурсные процедуры. Это произошло из-за того, что участники соглашений о создании ОЭЗ вовремя не утвердили перечни объектов строительства, говорится в сообщении. Другой причиной стал перенос сроков строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ в Санкт-Петербурге и Москве, республиках Алтай и Бурятия, Самарской и Липецкой областях. Одна из причин срыва сроков строительства — затягивание решения множества вопросов земельно-имущественного характера на местах.
Общий объем отвлеченных ОАО «ОЭЗ» и его дочерними предприятиями государственных средств составил 45,9 млрд рублей, подсчитали в СП. ОАО «ОЭЗ» направляло эти средства на финансовые вложения, не связанные со строительством объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ (использовались для создания непрофильных дочерних акционерных обществ, выдачу займов дочерним обществам, покупку банковских векселей и размещение денег на депозитах коммерческих банков). Эти средства не используются для строительства инфраструктуры ОЭЗ, констатирует аудиторское ведомство.
Во всех ОЭЗ введено в эксплуатацию 144 объекта при запланированных 223. Работы выполнены на 73 млрд рублей государственных средств, что эквивалентно 40% плановой стоимости объектов. «При таких темпах завершение строительства инфраструктуры к 2015 году весьма сомнительно», — пришли к выводу в ведомстве Сергея Степашина.
СП направит информационные письма в правительство Российской Федерации и Минэкономразвития. Отчет получат Госдума и Совет Федерации.
В ответ на претензии Счетной палаты относительно инфраструктуры в МЭР подчеркивают, что объекты инфраструктуры создаются синхронизированно и с учетом потребностей действующих и потенциальных инвесторов. Поэтому МЭР не ставило перед собой целью заранее создавать перечни необходимых объектов.
«Цель ОЭЗ – привлечение в российскую экономику прямых инвестиций в области промышленности и индустрии высоких технологий. В ОЭЗ реализуются масштабные проекты с горизонтом планирования и выходом на проектную мощность 5-15 лет», — отмечают в ведомстве. Некоторые особые экономические зоны только создаются. В МЭР обещают, что эффект от их функционирования будет расти.
В ведомстве отметили, что объем заявленных частных инвестиций в российские ОЭЗ превысил 300 млрд рублей, там работают более 300 инвесторов (в том числе 44 иностранных), а действующие предприятия наметили создание около 59 тысяч рабочих мест.