«Дорожная карта» строительства проигнорирует категории земель
Лента новостей
Правительство приняло «дорожную карту» строительства. Бизнес недосчитался 60% своих предложений. Тем не менее, документ предусматривает достаточно радикальные для России меры
На этой неделе правительство России утвердило «дорожную карту» в сфере строительства до 2018 года. Конечная остановка — 34-ая позиция России в рейтинге Doing Business (на 134 позиции выше нынешнего места). За четыре года отрасли «прописаны» радикальные реформы в сфере земельного законодательства, собственно строительства и надзора за ним, а также аренды жилья.
Документ, инициатором которого стали первые лица государства, опубликован под названием «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» на сайте правительства. Разработана карта развития отрасли за полгода.
Напомним, 9 февраля 2012 года на съезде РСПП Владимир Путин обратился к бизнес-сообществу с предложением разработать «дорожные карты» улучшения инвестиционного климата в стране. По замыслу Путина, «дорожные карты» должны содержать конкретные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы и государственных институтов. Группа по разработке «дорожной карты» в сфере строительства объединила представителей крупного строительного бизнеса и чиновников, возглавил ее председатель совета директоров компании «Баркли» Леонид Казинец. В начале июня премьер России Дмитрий Медведев подписал все «дорожные карты» кроме строительной, вернув ее на доработку.
24 июня 2012 года в Горках на совещании рабочих групп по разработке «дорожных карт» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Леонид Казинец сообщил премьеру, что в процессе согласования документа из него исчезло около 60% полезных для бизнеса предложений, а также попросил Медведева подписать хотя бы то, что есть. Бизнесмен заявил, что министерства сделали документ удобным для своего исполнения, но не для бизнеса, «формулировки становятся ни к чему не обязывающими и очень общими». Бизнесмен попросил вернуться к исходной редакции, но этого не произошло, и карта была подписана премьером в «министерской версии» с минимальными правками.
Картографические подробности
Изначально бизнес предложил радикальные меры по устранению бюрократических процедур. «Когда мы разрабатывали «дорожную карту», мы исходили из предпосылки, что для резкого прорыва, для решения поставленной президентом Владимиром Путиным задачи подняться в рейтинге Всемирного Банка Doing Business на 100 позиций вверх, необходимы радикальные меры», — пояснил Казинец.
«В качестве контрольных показателей успешной реализации «дорожной карты» выбран индекс Doing Business. … Целевым ориентиром избрано вхождение Российской Федерации в топ-20 этого рейтинга (по комплексу из 10 показателей)», — говорится в подписанном премьером документе. Цель — подняться с 178 места на 34-ое — более чем радикальна.
Для этого надо сократить число процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, с 51 до 11, то есть почти в пять раз. К 2018 году строители смогут получить разрешение за 56 дней вместо 423 сегодня. Скорость согласований должна возрасти в 7,5 раз.
Без категории земель
Власти должны внести в Госдуму ряд законов. В сентябре этого года, к примеру, закон о том, что с 1 января 2013 года муниципальные власти получат право распоряжаться всеми земельными участками, которые были в государственной собственности и на которые не утверждены документы территориального планирования. В октябре этого года — закон, который в качестве ожидаемого результата отменит деление земель на категории.
Это весьма радикальное действие, которое, если закон примут, лишит чиновников возможности переводить земли из одной категории в другую и на этом зарабатывать. Эта мера, кстати, может существенно изменить рынок земли, считают опрошенные BFM.ru эксперты.
Этот пункт документа значительно расходится с предложением губернатора Московской области Сергея Шойгу взимать плату за перевод земель в размере 30% от «новой» стоимости участка. В случае принятия закона — нет категорий, а значит, нет и пошлины.
И надо заметить, что все эти меры направлены к той же цели, что и в Подмосковье — вовлечение земель в оборот. Но если в Подмосковье хотят вовлечь земли в сельскохозяйственный оборот, то в федеральной «дорожной карте» речь идет о вовлечении их в строительство.
Уведомил — строй
«Дорожная карта» предполагает, что с 2015 года начнет действовать уведомительный принцип получения разрешения на строительство. В октябре этого года должен быть внесен в Госдуму закон, который позволит компаниям начать строительство через 30 дней после того, как они отправили комплект документов на строительство в органы власти. В 2016 году получение обязательной экспертизы на стройпроекты предлагается заменить страхованием. В декабре этого года Минфин, Минрегион и Минэкономразвития должны подготовить предложения о механизмах участия страховых и саморегулируемых организаций в этом процессе.
Отмена обязательной экспертизы будет проходить, как предполагается, поэтапно — с января 2013 года она не потребуется для начала строительства многоквартирных домов, через год — всех остальных объектов, за исключением особо опасных и уникальных.
В декабре 2012 года власти собираются создать проекты нормативных правовых актов, «направленных на создание системы применения европейских и международных стандартов в сфере строительства».
Отметим, что в изначальном варианте «дорожной карты», подготовленном рабочей группой, было предложение уже в этом году принять перечень СНиПов и СанПиНов и запретить проверять строительную документацию на соответствие любым дополнительным требованиям, а с 2015 года — перейти на Еврокоды.
Аренда для утилизации излишков жилья
О развитии рынка арендного жилья говорят уже более 3 лет. «Дорожная карта» не грешит подробностями в этой сфере. Только лишь: в августе текущего года Минрегион и ряд других ведомств должны внести в правительство документ об утверждении комплекса мер, направленных на развитие рынка арендного жилья.
«Снятие части барьеров приведет к увеличению объемов возведенного жилья и росту конкуренции между застройщиками по качеству и стоимости построенных объектов, что, в свою очередь, соответствует интересам российских граждан, рассчитывающих на качественное и недорогое жилье», — пояснил руководитель рабочей группы «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» при АСИ Леонид Казинец.
Арендное жилье, похоже, нужно в «карте» на тот случай, если резкое увеличение объемов построенных площадей приведет к тому, что останется много нераспроданных объектов из-за низкой покупательской способности даже с учетом ипотеки.