Игорь Шувалов до конца года развяжет столичный авиаузел
Лента новостей
Государство все-таки может отказаться от идеи объединения крупнейших столичных аэропортов в единую компанию. Первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил, что этот вопрос будет рассмотрен еще раз, и окончательное решение будет принято до конца года
Правительство до конца года планирует определиться с будущей структурой Московского авиаузла. Об этом сегодня заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Мы сейчас работаем над этим вопросом. У нас есть внутренняя для себя установка: до конца года принять окончательное решение, хотя бы концептуально, как будет развиваться Московский авиационный узел», — пояснил он.
Вице-премьер уточнил, что в ближайшее время правительство утвердит техническое задание по этому вопросу, и над ним будут работать «профессиональные консультанты, которые участвовали в создании крупных авиационных узлов в других транспортных хабах мира».
«Некоторые эксперты говорят, что не надо вам определять какой-то отдельный аэропорт как хабовый — пусть все аэропорты развиваются, имея равные условия для развития», — пояснил Шувалов. По его словам, сейчас в мире сталкиваются две совершенно разные тенденции: тенденция по объединению активов с тенденцией по поддержанию конкурентного начала между аэропортами.
Шувалов отметил, что вопрос заключается не только в объединении или разделении имущества — «приватизировать это имущество или передавать в долгосрочную аренду», а в изучении предложения советника президента Игоря Левитина, «нужно ли объединять имущество инфраструктуры или не следует это делать».
Именно бывший министр транспорта Игорь Левитин считается одним из идеологов идеи создания единого авиаузла. Первоначально предполагалось, что государство внесет в состав объединенной компании мажоритарные доли в «Шереметьево» и «Внуково», а также аэродромные комплексы трех московских аэропортов, в том числе «Домодедово». Объединенный оператор аэропортов стал бы второй по величине транспортной компанией в России, уступая по размеру собственного капитала только РЖД. По неофициальным данным, сам Левитин и намеревался возглавить объединенную компанию.
Однако идея объединения встретила упорное сопротивление «Домодедово», желающего сохранить статус частного аэропорта. Только за последние три месяца руководства крупнейшего аэропорта страны написало как минимум два письма чиновникам, участвующим в проекте создания объединенного оператора аэропортов. В конце июля исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин обратился к помощнику президента Эльвире Набиуллиной и замминистра экономического развития Олегу Савельеву, где заявил, что объединение приведет к устранению конкуренции, которая является основным драйвером развития аэропортов.
ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. В состав аэропорта входят две взлётно-посадочные полосы, аэровокзал, топливный и грузовые комплексы и сопутствующая инфраструктура. «Домодедово» — крупнейший аэропорт в России, пассажиропоток в 2011 году составил 25,7 млн человек.
Топ-менеджер «Домодедово» также раскритиковал прогноз пропускной способности Московского авиаузла, которая, по оценкам Росавиации, к 2020 году составит 150 млн человек в год. Добиться этого должно позволить строительство новой полосы в «Шереметьево», что ранее одобрил Владимир Путин. Впрочем, на прошлой неделе стало известно, что стройка заморожена.
Денис Нуждин считает, что прогнозная пропускная способность авиаузла завышена, а реальное значение составляет максимум 95 млн пассажиров. В то же время, сам пассажиропоток к 2020 году будет значительно выше. Аналитики «Прогресстеха» прогнозируют показатель на уровне 100-105 млн человек, «Аэропроекта» — на уровне 130 млн человек. Чтобы избежать коллапса, Нуждин предложил начать строительство взлетно-посадочной полосы в «Домодедово».
Решение правительственной комиссии еще раз обдумать необходимость создания объединенной управляющей компании для московских аэропортов оправдано, считает директор «Инфомост Консалтинг» Борис Рыбак. «Все последние годы именно конкуренция была основным драйвером развития аэропортов в московском узле, и если бы не конкуренция, то «Домодедово», вероятно, повторило бы судьбу «Быково». Поэтому необходимость создания единой головной компании едва ли оправдана», — считает эксперт.
В качестве примера Рыбак ссылается на опыт Великобритании, где компания British Airports Authority несколько занимала фактически монопольное положение на рынке и управляла шестью из восьми лондонских аэропортов. Однако в 2009 году антимонопольные органы обязали продать ее 2 аэропорта.