16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 73.55 / ₽ 7646
  • RTS750.01
29 августа 2012, 15:26 Недвижимость
Актуальная тема: Сколково: шанс на будущее

Россия вывезла в Венецию закрытые города и Сколково

Лента новостей

На архитектурной биеннале в Венеции определились победители. Золотого льва получили португалец Алвару Сиза Виейра, Япония, лучшим проектом стал венесуэльский Torre David. Российский павильон награжден спецпризом жюри

Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фото: archi.ru
Павильон России на архитектурной биеннале в Венеции. Фото: archi.ru

Сегодня, 29 августа, в Венеции состоялось официальное открытие 13-й Международной архитектурной биеннале. В этом году в биеналле около 119 участников, они представляют 69 проектов. Все проекты расположились на 10 тысячах квадратных метров в павильонах в Giardini и зданиях Арсенала.

В этом году Золотого льва — главную награду биеннале — за вклад в развитие архитектуры получил португальский архитектор Алвару Сиза Виейра. Он известен, в частности, как создатель галисийского центра современного искусства, нового корпуса Музея Амстердама. Работал вместе с Сесилом Бэлмондом над созданием павильона Португалии на ЭКСПО-98. В 2005 году принимал участие в проекте лондонской галереи Серпантин. Всемирно известными стали его проекты Схильдерсвик в Гааге, офис компании «Витра» в Вайле-на-Рейне. В 1992 году он получил Притцкеровскую премию. Входит в состав Международного попечительского комитета музея «Дом Мельникова» в Кривоарбатском переулке. Золотым львом среди стран-участниц биеннале награждена Япония. Награду за лучший проект получила интернациональная команда, работавшая над венесуэльским проектом Torre David Gran Horizonte.

Тема этого года обозначена как Common Ground — архитекторы со всего мира ищут точки соприкосновения своего опыта и зарубежного, малых городов и мегаполисов, истории и современности.

Российский павильон i-city, посвященный засекреченным городам и проекту «Сколково», официально открылся в понедельник, 27 августа. Желающих его посетить в день открытия оказалось столько, что вход пришлось ограничивать и пропускать людей группами.

В этом году российский павильон, пожалуй, один из самых технологичных на биеннале.

На втором этаже павильона черно-белое пространство под куполом. Информацией здесь в буквальном смысле насыщены стены, пол и потолок, которые представляют собой витражи из QR-кодов. Посетителям на входе выдают планшеты, при помощи которых можно сканировать коды и получи возможность ознакомиться с проектами «Сколково» (в том числе архитектурных бюро, работающих над градостроительными проектами иннограда) за последние два года и узнать все о самом «Сколково». Всего в кодах «зашифровано» три десятка презентаций.

На первом этаже находится «шпионская» комната, экспозиция которой рассказывает о 37 рассекреченных наукоградах страны. Всего же таких закрытых городов ранее было около шести десятков. Стены, пол и потолок здесь черные с белыми светящимися объектами. Заглянув в них можно увидеть, к примеру, фото центральной площади, виды города и так далее.

«Замысел был, что из этой темной комнаты, находящейся в Италии, вы смотрите на Россию, там везде города, которые мы называем закрытыми», — рассказал комиссар российского павильона Георгий Ревзин.

По его словам, проект разрабатывали в архитектурном бюро «SPEECH Чобан&Кузнецов», за разработку QR-кодов отвечал Константин Чернозатонский.

«Мы сочли, что «Сколково» — принципиально новый город, сама материя которого состоит из инноваций. Сами стены, фактура города вся наполовину реальна, наполовину — носитель информации. Так родилась идея сделать целиком экспозицию из QR-кодов», — пояснил Ревзин.

Над проектом работали примерно полгода. Идея появилась примерно в феврале, к 6 августа была готова «техническая часть». В 20-х числах августа — сама конструкция, которую в последние дни перед открытием пришлось переделывать.

Стоимость российской экспозиции обошлась примерно в 1 млн долларов, рассказал BFM.ru куратор российской экспозиции на архитектурной биеннале Сергей Чобан. «В российском павильоне мы показываем возможности градостроительства как в создании закрытого пространства городов, секретных, так и в создании открытого нового города Сколково», — рассказал он.

Сейчас в Сколково решают вопрос, как оставить город открытым для посещения и решить проблемы безопасности зданий и защиты информации. «Эти вопросы будут решаться на уровне зданий, не на уровне города», — уточнил Ревзин.

Впервые в истории венецианской биенелле российский павильон получил специальный приз. Комиссар павильона Григорий Ревзин считает, что «это
командная победа».

В этой же номинации были отмечены архитекторы из США и Польши.

Измененная реальность, музей-поплавок, батут и крылья для архитекторов

Надо сказать, что использование стен, потолка и пола в качестве источника информации можно увидеть не только в павильоне Россия. В этом году павильон Чехословакии (объединенный павильон Чехии и Словакии) обращается к параллельной реальности. Как и в российском павильоне, посетителям предлагают познакомиться с проектами в области архитектуры этих стран, просто выбрав один из предложенных на экране планшета. После этого планшет наводится на белые стены павильона, но посетитель видит проекцию улиц и зданий.

В павильоне Франции на стенах установлены интерактивные панели, на которых представлены альтернативные варианты развития малых городов и населенных пунктов. В павильоне Кувейта в одном из зданий Арсенала на полу начертаны планы развития урбанистических районов страны. Больше в павильоне нет ничего, кроме матрасов по периметру павильона. Но это уже не для передачи информации, это — для отдыха и размышлений.

Украина в этом году использует и интерактивные формы подачи информации, и традиционные — карты и макеты. Павильон страны на территории Арсенала в этом году заслуживает особого внимания. Здесь представлена так называемая миражная архитектура — проект музея современного искусства в полярной зоне, который представляет собой плавающую платформу с тремя кубами, в которых должны быть расположены выставочные залы. Два из них уходят под воду. Второй проект «миражной архитектуры» — музей-поплавок, который также не должен стоять на месте и плыть как обычный корабль, но в момент стоянки в вертикальном положении уходить под воду. На одной стене павильона демонстрируется ролик о проекте дрейфующего музея, на другой — на потолке в режиме non-stop демонстрируется 3D-видео, снятое Сергеем Шестаковым под антарктическими льдами. Сам он проводил эти съемки, чтобы исследовать специальные оптические эффекты полярных глубин.

Демонстрация применения «умных технологий» используется в павильоне Австралии. Там представлен проект Healthhabitat. Австралийцы предлагают создавать в домах «правильный климат» и использовать для этого энергосберегающие технологии. В павильоне, опять-таки на планшетах, можно отследить в режиме реального времени, сколько человек его посетило, сколько энергии расходуется на охлаждение помещения, какая температура сейчас в помещении и на улице (высчитывается разница между ними), какой объем потраченной энергии приходится в на каждого человека.

Япония демонстрируют в павильоне архитектурные проекты для людей, потерявших жилье во время землетрясения и цунами в марте 2011 года. (Этот павильон, кстати, в интервью BFM.ru отметил Сергей Чобан).

Венесуэльцы предлагают не играть с домами будущего, а обратиться к ошибкам прошлого. В павильоне этой страны рассказывается о заброшенном 45-этажном «монстре» в Каракасе Torre David. Строительство здания прекратилось в 1994 году, когда экономика Венесуэлы пострадала от кризиса. Сейчас в недостроенном доме живут более 750 семей. О жизни в вертикальных трущобах одновременно с нескольких экранов рассказывают фильмы, на стенах висят фото обитателей в «интерьерах». Авторы проекта Torre David Gran Horizonte — венесуэльская группа Urban Think Tank, британский писатель Джастин МакГуирк и фотограф Иван Баан.

Архитектурные игры

Целый ряд стран «играет» с посетителями и рассказывает о проектах в игровой форме. В испанском павильоне, к примеру, в одном зале можно познакомиться с работой Betweenair испанца Энрика Руиса Гели, выполненной им совместно с биологом Хосепом Сельгой. Деревья и растения растут в специальных резервуарах, подвешенных в воздухе. А в соседнем зале у стены с надписью «Придумай свой город» стоит батут. Прыгать на нем, к слову сказать, нравится как архитекторам-профессионалам, так и их детям.

Британцы представили, помимо прочего, архитектурные комиксы Fideicomico о расследовании Элиаса Рэдстоуна — каким образом девелоперы в Буэнос-Айресе реализуют свои проекты. Павильон США — весь сплошная игра, через которую знакомятся с вариантами решения социальных проблем. По периметру всех трех залов павильона висят гирьки, на которых обозначена проблема. Поднимаешь гирьку, в центре помещения опускается один из многочисленных плакатов — с реализующимся проектом, предлагающим решение проблемы.

Под ногами в павильоне Кипра шуршит песок, здесь же установлены шезлонги, посетителям демонстрируют фильм о проектам по созданию курортных зон, в которых бы особым образом решались вопросы экологии. В израильском павильоне на первом этаже под вывеской «Американский магазин» идет торговля. А на втором этаже демонстрируются разбомбленные дома.

Неоднозначную реакцию у посетителей вызывает павильон Голландии. По залу зигзагами движется ширма, за ней — пустота. Все. Табличка на входе гласит, что этому павильону 58 лет. Из них последние 40 он каждый год ждет наполнения. А эта инсталляция надеется доказать одно — архитектура нуждается в новых крыльях для полета. С этим не поспоришь.

По проектам этого года можно судить, что архитектура все больше обращается к человеку, считает Чобан. «Все меньше работ, оторванных от реальности, и все больше работ, которые находятся в диалоге с человеческими потребностями. Архитектурная среда не должна существовать сама по себе, она должна быть ориентирована на гуманный масштаб человека», — рассказал он BFM.ru.

Архитектура для всех

Пока архитекторы пытаются обратить внимание на проблемы развития городской среды, представители иных творческих профессий «работают» с другими проблемами. Так, в день открытия российского павильона у центрального входа Giardini две дюжины девушек в подвенечных платьях расположились на газоне. Лица их были обезображены синяками, ссадинами и кровоподтеками. Их на глазах у посетителей подновлял гример. Ирис Брош, немецкий фотограф, живущий во Франции, делала фотосессию для проекта против домашнего насилия. «Женщины страдают от насилия в семьях. В Испании и Италии особенно. Мы хотим обратить внимание на эту проблемы», — рассказали BFM.ru члены творческой группы Брош.

За всем происходящим со скамеек наблюдали итальянские сеньоры, степенно обсуждающие насущные дела. А чуть поодаль венецианские дети играли в футбол. Двое из них бегали с ирокезами, как у Балотелли. Мимо спешили по своим делам участники архитектурной выставки.

Архитектурная биеннале в Венеции открыта до 25 ноября. Стоимость билетов колеблется от 8 до 20 евро. Надо сказать, что посетителями выставки являются не только профильные специалисты. На выставочные площадки приходят семьями, с детьми и друзьями.

А накануне на острове Лидо начали готовиться к другому мероприятию — Венецианскому кинофестивалю, который также открывается сегодня. На остров свозили десятки скульптур львов, выкрашенных бронзовой краской. Их за один день установили вдоль улиц, рядом с собранными тут же красными кубами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию