Россия в разы снизила планы развития авиапрома
Лента новостей
Государство пересмотрело перспективы отрасли на период до 2025 года
Минпромторг разработал новый, гораздо более пессимистичный, вариант госпрограммы развития отечественного авиапрома. Плановая доля России на мировом рынке гражданских самолетов к 2025 году снижена с 10% до 3%, вертолетов — с 27% до 14%. На программу потребуется 2,1 трлн рублей, в том числе 1,5 трлн рублей из бюджета, пишет газета «Коммерсантъ».
Новый документ принципиально отличается от старого варианта программы по ключевому целевому показателю — доле России на мировом рынке авиастроения к 2025 году. Авторы документа предполагают, что к 2025 году объем мирового рынка авиационной продукции вырастет в 2,1 раза, до 595 млрд долларов. 75% сектора составит гражданское авиастроение, причем доля российских производителей в денежном выражении к 2025 году составит 4,7% в гражданском и 9,7% в военном сегменте. В частности, мировой рынок самолетостроения к 2025 году вырастет в 2,3 раза и достигнет 366 млрд долларов; на 80% он будет состоять из гражданских воздушных судов. Объем мирового рынка вертолетостроения должен составить 43 млрд долларов, что в 2,1 раза больше, чем в 2011 году. Из этой суммы около 41% придется на гражданские вертолеты.
Доля российских самолетов на мировом рынке к 2025 году, согласно новому документу, составит 3,1% в гражданском и 8,2% в военном сегменте. По итогам 2010 года доля России на мировом рынке гражданского самолетостроения была на уровне 0,11%, отмечает издание. К 2025 году Россия должна занять на рынке вертолетов 13,9% в гражданском и 15% в военном сегменте (против 6% и 12% в 2010 году соответственно). Новые цели выглядят «более или менее реалистично», но и за них еще "предстоит побороться», высказал мнение в интервью газете глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Первоначальные, более амбициозные планы России, он прокомментировал лаконично: «чудес не бывает».
Новый вариант госпрограммы по заказу Минпромторга разрабатывали привлеченные консультанты, которые почти не советовались с крупнейшими игроками рынка (Объединенная авиастроительная корпорация и «Ростехнологии»), сообщил газете источник в авиационной промышленности России. Он объясняет существенное снижение целевых показателей «уменьшением финансирования, которое может быть предоставлено российскому авиапрому». По его мнению, это, «вполне вероятно», сделает его менее конкурентоспособным по сравнению с ближайшими конкурентами, в частности, Китаем. «Десятая доля мирового рынка вывела бы Россию на третье место, а так будет пятое-шестое», — резюмирует собеседник издания.