16+
Воскресенье, 8 декабря 2024
  • BRENT $ 71.05 / ₽ 7064
  • RTS803.62
19 сентября 2012, 18:40 НаукаКомпанииПерсоны

Анатолий Чубайс: на глобальном рынке «Роснано» пока проигрывает

Лента новостей

В московском конгрессе нанотехнологических предприятий участвуют «Роснано» и независимые компании. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу посетовал, что в других странах БРИК с инновациями дела обстоят лучше

Фото: Надежда Загрецкая/BFM.ru
Фото: Надежда Загрецкая/BFM.ru

Глава «Роснано» Анатолий Чубайс, принимающий участие в конгрессе нанотехнологических предприятий, который проходит в Москве, в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу заявил, что у России «есть реальные шансы войти в число не просто бриковских лидеров, а в число мировой десятки лидеров в диапазоне 5-7 лет».

— Анатолий Борисович, появилась статистика по нанопродукции в стране: 150 млрд рублей, из них 25 млрд рублей — это проекты, профинансированные «Роснано». Мы видим, что 80% проектов развиваются независимо от госкомпании, которая призвана финансировать развитие этих проектов. Это, наверное, хорошо с точки зрения рынка в целом, но вопрос, зачем тогда нужна «Роснано»?

— По двум причинам. Одно вступительное замечание и две причины. Во-первых, так и предполагалось. Цифры напомню еще раз: до 2015 года — 300 млрд рублей, это объем производства компаний «Роснано». И 600 млрд рублей — объем производства компаний, не имеющих отношения к «Роснано». То есть изначально и предполагалось, что независимые компании должны быть существенно больше, как минимум в два раза, чем наша компания. Поэтому, в этом смысле все идет правильно.

Теперь вопрос: зачем нужна «Роснано»? Для того чтобы независимые компании что-то производили, им нужны соответствующие стандарты, а на сегодня более 50 национальных стандартов разработано и утверждено при нашей поддержке и нашими силами, им нужна система образования. А на сегодняшний день 1500 специалистов подготовлено при нашей финансовой поддержке, им нужна метрология. Метрологический центр «Роснано» работает на всех, а не только на наши проектные компании. Им нужен еще десяток компонентов поддержки, и в том числе важнейшая, я надеюсь, таковой она станет, — это материальная инфраструктура.

Мы планируем запустить 12 наноцентров, каждый из них — это серьезный проект, там под 100 млн долларов, который соответственно заточен под работу с независимыми компаниями. В этом смысле независимые не получают напрямую инвестиций из «Роснано», но вся наша инфраструктурная работа и заточена на то, чтобы им помочь и поддержать.

— Но это функция регулирования, а другая все-таки функция «Роснано» — это инвестирование. Так вот все-таки эти цифры, это соотношение 25 млрд и 150 млрд рублей, это может быть, ошибки статистики или в действительности в частном секторе у нас высокотехнологичные производства развиваются быстрее, чем государственные?

— Дело в том, что те бизнесы, в которые мы инвестируем, они тоже частные, и объем наших инвестиций сегодня в наши проекты меньше, чем объем вложений наших соинвесторов в наши проекты. Там общая цифра по проектным компаниям «Роснано» на сегодня почти 500 млрд, из них инвестиции «Роснано» — чуть больше 200 млрд рублей. То есть в этом смысле наша практика тоже частная. А если говорить о причинах этой динамики, то самый простой ответ вот какой: «Роснано» начало инвестировать в 2008 году, а точнее, даже ближе к 2009. Как вы понимаете, завод построить — это не месяц, это минимум — полтора-два года. Соответственно, вводимые нами заводы вводятся сейчас.

— То есть пропорции изменятся?

— Конечно. Темпы роста объема производства наших компаний уже по факту очевидны. Посмотрите, 2010-й год — миллиард рублей, впервые мы взяли цифру, в 2011-м году — 11 млрд, в этом году — 25,1 млрд рублей. 11, 25 — это наша динамика, и я думаю, что она будет, в общем, довольно оптимистична и в следующие 3-4 года.

— Если оценивать глобально, то что у нас происходит с развитием наукоемких производств по сравнению с развитыми странами, с развивающимися? Как по сравнению с другими странами БРИК растет доля высокотехнологичной нанопродукции в ВВП?

— Мы очень сильно отстаем. Если оценивать по доле инновационной продукции ВВП, то мы очень сильно отстаем и от БРИК тоже. Мы от Индии отстаем сильно, от Бразилии отстаем сильно, от Китая тоже отстаем. Если еще включить Южную Африку, то, может быть, не так сильно отстаем.

Мы тут не лидеры. Но у нас темпы, и это очень важно. Динамика российского инновационного сектора при всем при том, что медленно, что куча бюрократических барьеров, все равно достаточно позитивна. У нас есть реальные шансы войти в число не просто бриковских лидеров, а в число мировой десятки лидеров в диапазоне 5-7 лет.

— Корпорация «Роснано» создана пять лет назад, перед ней поставлены какие-то задачи. Как вы отчитываетесь: по цифрам в производстве, по возврату капитала?

— У нас довольно жесткая отчетность. Это две базовые цифры. Первая — объем производства. Ты можешь что угодно рассказывать, проводить любые совещания, конференции, заявления. Но если ты не ввел завод, который начал продавать продукцию, у тебя нет результата. В этом смысле мы пока идем с опережением тех цифр, которые перед нами стояли.

Вторая цифра еще более сложная — это возврат, выход из завершенных проектов, когда мы вложили деньги, построили завод, начали выпускать продукцию, продали свою долю и вышли. Это качественный результат. Первый, скорее, количественный. У нас самые первые выходы только начинаются в этом году. Первые два выхода прошли. В этих выходах годовая норма возврата 29%. Это вполне приличный показатель. Надеюсь, что до конца года будет еще несколько эффектных выходов, если они не сорвутся. И надеюсь, что мы будем держаться на уровне этих параметров.

— Мне люди с рынка рассказывали о том, что вы ведете консультации о том, как вообще перестроить «Роснано» и превратить из инвестирующего фонда государственного в фонд фондов, который перейдет на чисто рыночную модель венчурного финансирования. Так ли это, и какие внутренние реформы понадобятся?

— Мы преобразованы в АО, мы не госкорпорация. Акционерные общества по закону созданы с целью получения прибыли. Мы получаем кредиты при господдержке, которые надо возвращать с процентами. Это значит, что для нас бизнесовая эффективность нашей работы неизбежна, выдвигается на совсем другой уровень. При этом мы категорически не хотим отказываться от тех задач, которые с самого начала были провозглашены. Те самые 300 млрд рублей — это все равно наша задача. Но мы бы хотели добавить к этой задаче еще и задачи бизнес-эффективности. Это легко сказать, но не очень просто сделать. Пока на сегодня мы недостаточно конкурентны, мы пока избыточны по затратам.

— Вы финансовая компания, по сути. Недостаточно конкурентны по сравнению с кем?

— Основные наши конкуренты находятся сегодня не в России. Наиболее значимые из них в Силиконовой долине. Мы уже начинаем с ними конкурировать за проекты, хотя в каких-то случаях мы вместе вкладываем, а в каких-то конкурируем и перехватываем у них проекты. На следующем этапе точно будет конкуренция за компетентные кадры. Это неизбежно. И, конечно, за степень эффективности работы, быстроту принятия решений.

Это еще одна компонента, по которой перед нами стоит задача в этом году или в начале будущего года привлечь 10% капитала в капитал «Роснано». И за это тоже мы конкурируем, мы постепенно становимся одним из игроков на глобальном конкурентном поле.

— Пока проигрываете...

— Да, это правда.

— Форум нанотехнологии будет называться иначе. Что изменится?

— Раньше это был нанофорум, а теперь мы договорились вместе с коллегами, вместе со «Сколково», вместе с РВК, вместе с Москвой, которая очень активно включается в инновационную экономику, сделать интегральный объединенный общий форум, чтобы не было четыре кусочка России и каждый тянет в свою сторону. Наоборот — чтобы объединиться.

К счастью, психологическая атмосфера по взаимодействию между нами очень позитивная. Идея была поддержана. В этом году пройдет форум под названием «Открытые инновации». Это попытка продемонстрировать инновационную Россию на мировой инновационной карте. Нас будут оценивать, и оценивать будут международные эксперты, которые скажут, как они видят эффективность работы «Роснано» и других институтов развития. Что плохо, а что хорошо. Это все будет публично сделано в ходе форума и представлено мировой инновационной общественности. Несколько других есть интересных идей, которые в форум вмонтированы. Вот собственно смысл. Мы ожидаем много интересных гостей с мировыми именами и не только российских. Надеюсь, что они приедут.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию