Мосгорсуд оставил в силе приговор двум участницам Pussy Riot
Лента новостей
Надежда Толоконникова и Мария Алехина отправятся отбывать 2-летний срок в колонию. Екатерина Самуцевич освобождена в зале суда
Мосгорсуд сегодня оставил без изменения приговор Хамовнического суда Москвы, вынесенный участницам панк-группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной. В отношении Екатерины Самуцевич реальное наказание заменено на условное, и она отпущена на свободу в зале суда. Ей также назначен испытательный срок 2 года.
Суд отклонил кассационные жалобы осужденных Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и их адвокатов, которые настаивали на отмене вердикта и прекращении в их отношении дела, передает корреспондент BFM.ru.
Председательствовавшая в кассационной коллегии судья Лариса Полякова предупредила, что Самуцевич в период испытательного срока не должна совершать новых преступлений, иначе назначенное ей наказание обернется реальным.
Рассмотрение жалоб осужденных должно было состояться 1 октября, однако в этот день Екатерина Самуцевич отказалась от услуг своей защитницы Виолетты Волковой, заявив, что ее позиция по уголовному делу не совпадает с мнением адвоката. Сегодня новый адвокат Самуцевич Ирина Хрунова заявила, что действия ее подзащитной были не окончены — она не успела принять участие в панк-молебне, так как ее вывели из храма.
17 августа районный суд признал девушек виновными в хулиганстве, совершенном по мотиву религиозной ненависти и вражды (ч. 2 ст. 213 УК) и приговорил каждую из них к 2 годам лишения свободы.
Адвокаты Толоконниковой, Самуцевич и Алехиной утверждали, что приговор был вынесен с многочисленными нарушениями закона. Они просили Мосгорсуд отменить его. Адвокат Виолетта Волкова просила оправдать осужденных за отсутствием в их действиях состава преступления, а защитник Николай Полозов — заменить наказание на условное. Осужденная Мария Алехина настаивала на новом судебном разбирательстве.
В кассационной жалобе защиты, которая насчитывала 15 листов, адвокаты, в частности, ссылались на то, что следствие с самого начала неправильно квалифицировало действия подсудимых по статье 213 УК, и в действиях активисток отсутствовала религиозная ненависть к православным верующим. Защитники Виолетта Волкова, Николай Полозов и Марк Фейгин отвечали, что выдвинутый следствием мотив подтверждался одной-единственной экспертизой, которая являлась недопустимым доказательством. Она была проведена с нарушением закона. В частности, в экспертную группу входил юрист, не имевший образования психолога или лингвиста.
Адвокаты также апеллировали к тому, что судья Хамовнического суда Марина Сырова фактически лишила подсудимых права на защиту, отклонив практически все ходатайства адвокатов о допросе свидетелей и специалистов, а также о назначении новой экспертизы.
Кроме того, судья не давала подсудимым времени и для конфиденциального общения с адвокатами, и нередко вела процесс по 12 часов в день, лишив фигуранток дела нормального сна и отдыха.
В свою очередь представители потерпевших и прокурор просили оставить приговор без изменения, а кассационные жалобы осужденных и их адвокатов без удовлетворения. Так, представляющая интересы нескольких потерпевших адвокат Лариса Павлова отметила, что на момент совершения преступления ни одна из подсудимых не работала. «О каком штрафе может идти речь?», — обратилась она к судьям, коснувшись возможности назначения альтернативного наказания.
Павлова отметила, что в ходе судебного процесса подсудимые не признали вину и дерзко себя вели, задавая пострадавшим издевательские вопросы о настоятеле храма Христа Спасителя, патриархе Кирилле. «Все трое скрывались от органов следствия, а Самуцевич на протяжении 10 дней представлялась другим именем. Эти люди хотели уйти от наказания, но им не удалось», — сказала адвокат. По ее мнению, назначенное судом наказание «соразмерно содеянному». В свою очередь представитель прокуратуры отметил, что в храме не прозвучало ни одного имени политика, поэтому говорить о политическом характере акции оснований нет.
21 февраля пятеро участниц панк-группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя. Надев маски и переодевшись в яркие короткие платья, они вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, и у алтаря устроили «панк-молебен».Свои действия они сняли на видео и выложили в Интернете. Видеоролик вызвал большой общественный резонанс.
В марте троих из пяти участниц этой акции арестовали.
По версии обвинения, своими действиями Толоконникова, Алехина и Самуцевич нанесли «значимый урон священным ценностям христианского служения» и «кощунственным образом унизили вековые устои и основополагающие руководства Русской православной церкви».
Суд рассмотрел дело в рекордные сроки —судебное следствие не продлилось полутора недель. За это время суд допросил девять потерпевших и восемь свидетелей, заслушал подсудимых, изучил материалы восьми томов уголовного дела.
Прокурор требовал для подсудимых по 3 года лишения свободы.
Сами девушки отрицали антирелигиозный характер акции. Они утверждали, что это было политическое выступление, направленное против слияния церкви с государством и призывов патриарха голосовать на президентских выборах за Владимира Путина. В суде они признали лишь, что допустили «этическую ошибку», устроив свою акцию в храме.
Адвокаты говорили о том, что их подзащитные должны нести не уголовную, а административную ответственность. Однако суд согласился с версией прокуратуры.