ЦБ РФ прочит конец нефтяного профицита
Лента новостей
Российский нефтедолларовый профицит, который многие годы защищал экономику от внешних потрясений, уже к 2015 году будет исчерпан, обобщает The Financial Times оценки регуляторов и экспертов
Ссылаясь на среднесрочную стратегию ЦБ, издание приводит прогнозы по сальдо счета текущих операций платежного баланса России: 79,9 млрд долларов в 2012 году, 25,2 млрд долларов в 2013 году и минус 8,8 млрд долларов в 2015 году. В МВФ также полагают, что текущий счет платежного баланса России станет дефицитным в 2016 году. Показатели ЦБ рассчитаны исходя из базового сценария с ценами на нефть в 104 доллара за баррель в 2015 году.
Газета называет эти прогнозы фактически первым официальным подтверждением того, что характерная для путинского периода экономическая модель государства, опирающегося на нефтяные доходы, скоро исчерпает себя.
Внешнеторговый профицит и приток нефтедолларов обеспечили России огромные золотовалютные резервы (примерно полтриллиона долларов). Благодаря им правительство имело возможность потратить более 200 млрд долларов на борьбу с кризисом 2008-2009 года. Кроме того, нефтяные доходы сверх сумм из расчета базовых цен направлялись на пополнение стратегических резервов. По состоянию на 1 октября объем Резервного фонда достиг 61,5 млрд долларов, объем Фонда национального благосостояния — 87,6 млрд долларов.
Однако теперь комментаторы The Financial Times рассуждают о переходе к модели «двойного дефицита» с отрицательным сальдо внешнеторгового баланса и госбюджета.
В последний раз текущий счет платежного баланса менял знак с плюса на минус в 1997 году, многие полагают, что этот сдвиг стал одной из основных причин падения рубля в августе 1998 года, добавляет The Financial Times.
В 1998 году международные резервы составляли менее 20 млрд долларов, что несопоставимо с сегодняшними 500 миллиардами. «И руководство экономикой, пусть и совсем небезупречное, далеко от того хаоса, который был в посткоммунистические 1990-ые», — отмечает The Financial Times. И все же конец эпохи «нефтяной подушки» может кардинально изменить модель управления экономикой и станет серьезным испытанием для Путина, который в марте обещал повышение зарплат и увеличение расходов бюджета. Предвыборные обещания Путина, по оценкам агентства Fitch, обойдутся бюджету в 160 млрд долларов, или 8% от ВВП в течение шести лет.
Теперь вместо того чтобы гадать, как распорядиться незапланированными сверхдоходами, правительство будет делать трудный выбор между заимствованиями, девальвацией или сокращением расходов. Без нефтедолларовой подушки правительству в конце концов придется реформировать экономику и правовую систему, чтобы повысить привлекательность России для иностранных инвестиций.
«Дефициты будет необходимо финансировать либо за счет сокращения международных резервов, что будет усиливать давление на обменный курс, инфляцию и экономику в целом, либо, что более предпочтительно, за счет улучшения делового климата для привлечения иностранных инвестиций и капитала на фондовый рынок», — цитирует The Financial Times Ивана Чакарова, главного экономиста по России и СНГ «Ренессанс Капитала».
Пока же Россия скорее не привлекает, а вывозит капитал. С начала года из России было выведено 57,9 млрд долларов. Эта цифра приближается к годовой планке пересмотренного прогноза по оттоку капитала. Последний раз ЦБ скорректировал ее в сентябре, увеличив с 40 млрд до 65 млрд долларов.
Экономисты говорят, что нефть может еще подорожать. В соответствии с оценками Центробанка, при цене до 130 долларов за баррель Россия в 2015 году может показать профицит в 51 млрд долларов, но так или иначе импорт может опережать экспорт, поскольку россияне наращивают объемы потребления, наверстывая упущенные возможности в годы коммунизма.
Ранее российские эксперты высказывали мнение, что в любом случае, как бы ни развивались события, главную роль будут играть не цены на нефть, а то, насколько удастся — и удастся ли вообще — остановить отток капитала из страны. Эксперты опасаются, что бегство капитала из страны приведет Россию к неминуемому кризису, от которого не спасут даже высокие цены на нефть. Экономику ждет падение ВВП, а граждане получат обесцененный рубль.