ICQ переезжает на ПМЖ в Россию
Лента новостей
Mail.ru перевозит ICQ из Израиля в Россию. На родине «аськи» останется только офис с 10–15 сотрудниками, которые будут заниматься маркетингом и финансами. Интервью BFM.ru с главой Instant Messaging в Mail.ru Игорем Ермаковым
Популярный сервис мгновенных сообщений ICQ перепродавался дважды: в 1998 году американская медиакомпания AOL приобрела ICQ у израильской компании Mirabilis, заплатив около 400 млн долларов. Летом 2010 года российский инвестиционный фонд Digital Sky Technologies, после реорганизации превратившийся в Mail.Ru Group, приобрел у AOL «аську» вдвое дешевле — за 187,5 млн долларов. При этом поддержкой и развитием продукта до последнего времени занимались на родине — в Израиле.
Разработка ICQ к ноябрю полностью будет переведена из Израиля в Россию, рассказал в интервью BFM.ru руководитель подразделения Instant Messaging в Mail.ru Group Игорь Ермаков.
— Сколько людей работает сейчас в израильском офисе ICQ и сколько останется в итоге?
— В начале лета было 90 сотрудников, сейчас около 60, останется — 10–15 человек. Они будут заниматься маркетингом и финансами.
— Остальные — их просто уволят?
— У нас нет такого отношения, что кто-то стал не нужен. Там есть люди, которые много лет работали над кодом, над проектом. Уже не осталось тех, кто делал первые версии, но есть люди, которые больше 10 лет занимаются ICQ. Им мы предлагаем переехать сюда, они ценны для нас. Но не все хотят в Россию.
— Зачем вам понадобилось переносить разработку сюда?
— Мы просто видим, что здесь можем работать эффективнее, здесь все сотрудники работают в одном месте. В этом смысле мы стараемся не повторять ошибки AOL, которые были допущены в оперировании ICQ. Кроме того, у нас нет такого разделения — вот, сидит человек, занимается исключительно ICQ. Наша технологическая платформа, наши продукты с каждым днем все ближе друг другу. Мы постепенно убираем различия, уравниваем продукты. Если человек сегодня работает над ICQ, то завтра ему может прийти задача по исправлению чего-то в «Агенте». Нельзя сказать, что есть три человека, работающих над ICQ и шесть — над «Агентом».
— Сколько всего людей работают в Mail.ru над мессенджерами?
— Сейчас около 70 человек в Москве. И это не только разработчики, это и дизайнеры, и продуктовые менеджеры, и люди, занимающиеся бизнес-развитием.
— На какой из существующих в портфеле компании мессенджеров вы делаете ставку?
— Сейчас мы вообще делаем основной упор на мобильные версии — под iOS, Android и Windows Phone. Мы обновляем клиенты каждый квартал. И постепенно стираем границы между нашими мессенджерами.
— Вы собираетесь развивать оба продукта — ICQ и «Агент», или один из них со временем должен вытеснить другой?
— В России «Агент» сейчас сильнее как бренд, и ему мы уделяем больше внимания с точки зрения маркетинга. В свою очередь ICQ получает больше поддержки в других странах, например, в Германии. Там вообще нет «Агента», и мы тратим 100% маркетинговых бюджетов на ICQ.
— Вы не боитесь «размытия» бренда ICQ?
— В случае развития ICQ, до нас явно было потеряно время, где-то нам приходится срочно догонять, поэтому мы сейчас очень много внимания уделяем функционалу, улучшению технической платформы
— Как вы считаете, через пару лет ICQ можно будет назвать живым, нужным кому-то сервисом?
— Через пару лет «Аська» точно будет жива. Более того, наша задача — сделать из нее если не самый популярный, то второй по популярности мессенджер в мире.
— Какой из мессенджеров Mail.ru сейчас более популярен в России, какая у них аудитория?
— Мы не конкурируем сами с собой. У нас есть две базы пользователей: «Агент» и ICQ. В какой-то момент мы стерли границы между ними. Если вы сейчас ищите Петю из Москвы в «Агенте», вы видите результаты поиска не только из базы «Агента», но и из базы ICQ. Границ нет, база одна. Какое приложение вы поставили — «Агент» или ICQ — с точки зрения базы пользователей не важно, вы видите всех. Можно общаться со всеми, звонить всем. Мы друг другу помогаем.
У ICQ сейчас около 20 миллионов пользователей, примерно столько же у «Агента». Они приблизительно на равных.
— Кто победит?
— Победим мы, наша единая платформа.
— Есть и сторонние конкуренты — другие мессенджеры, Skype, соцсети. Причем, именно в соцсети ушли из ICQ многие люди. Так зачем нужен дополнительный сервис?
— Во-первых, мы делаем месседжинг лучше, чем делают соцсети, потому что у нас фокус только на это. Есть довольно много пользователей, которым нравятся дополнительные возможности, которые мы привносим: смайлы, темы оформления. Они это любят, им этого не хватает в соцсетях.
При этом, у нас тоже есть поддержка соцсетей, можно подключить свой аккаунт и общаться с друзьями, используя ICQ. И люди это делают именно для того, чтобы отправлять смайлики, чтобы была программа, в которой вылезают уведомления — им это нравится. Это все, что касается десктопа. Отдельная история — с мобильными платформами. В Google Play или App Store в разделе «социальные сети» топовые позиции занимают всевозможные мессенджеры, потому что на мобильнике пользователь не хочет открывать браузер или большую соцсеть с фоточками, таймлайном, комментариями, с месседжингом, а хочет взять и открыть приложение, в котором есть только его друзья, статусы и возможность общаться. Пользователи мобильников очень любят именно узконаправленные приложения, которые решают только одну задачу.
— Когда процесс «переезда» ICQ в Россию завершится окончательно?
— Он довольно трудоемкий. Мы планируем завершить основную его часть в ноябре. Всю продуктовую разработку в Израиле мы заканчиваем в октябре. Дальше у нас есть месяц на то, чтобы закрыть какие-то проблемы, хвосты. С ноября мы начинаем всю работу здесь. По факту мы ее уже начали, но с ноября она будет только здесь. Сейчас мы набираем дополнительных людей в штат. Может быть, мы вырастем еще на 5–10 человек. В Израиле, мне кажется, было несколько больше сотрудников, чем надо.
В Израиле останется офис, в который можно прийти, пообщаться с людьми. Там будет маркетинг, финансовый блок, блок юристов. Не будет только продукта.
— Какие цели стоят перед вашим подразделением на ближайшее время?
— Нам нужно увеличить аудиторию обоих мессенджеров до конца года. Нам нельзя бросить одно в угоду другому, мы должны действовать более умно. Мы добавляем новые фичи — отправка фотографий уже есть. Можно отправлять местоположение. На всех платформах будут голосовые и видеозвонки.