16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.46 / ₽ 8231
  • RTS1186.79
8 октября 2012, 14:17 Общество

Репертуарные театры России ждет перестройка

Лента новостей

Театры могут отказаться от системы бессрочных трудовых договоров и ввести вместо них контракты на 5 лет. Соответствующий законопроект скоро внесут в Госдуму. Это может привести к уничтожению репертуарного театра и переделу недвижимости театров

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Минкультуры одобряет идею отказа от практики бессрочных трудовых договоров с театральными актерами. Вместо этого предлагается заключать с ними договоры сроком на 5 лет, а затем путем конкурсного отбора принимать решение о продлении контракта или о разрыве трудовых отношений.

О новой системе формирования театральных трупп BFM.ru рассказал заместитель главы Союза театральных деятелей Геннадий Смирнов. По его словам, предложения отказаться от бессрочных трудовых договоров исходили от представителей театров.

«На встречах с президентом и премьер-министром за последние несколько лет деятели театра неоднократно высказывали просьбу о том, что необходимо провести реформу трудовых отношений в сфере театра. Существующая форма трудовых отношений, основанная на бессрочном трудовом контракте, — крепостное право. Эта модель трудовых отношений не соответствует природе творческого труда, не способствует обновлению трупп, препятствует привлечению молодых исполнителей. Движение в труппах необходимо, особенно сейчас, когда оно сдерживается тем, что артисты меньше стали ездить из города в город, потому что сегодня социальная мобильность очень сильно понижена. Проблема эта очень старая. Попытки ее решить предпринимаются уже много десятилетий», — говорит Смирнов BFM.ru.

Грамотно сформированную «эталонную группу» Смирнов описывает так: ей должно быть доступно 90% мирового репертуара. В русском театре на труппу должна «расходиться» пьеса Александра Грибоедова «Горе от ума».

Сейчас же из-за практики бессрочных трудовых договоров в театрах часто складывается такая ситуация, когда есть три актрисы, которые могут сыграть кормилицу Джульетты, но нет ни одной Джульетты, сетует Смирнов.

В конце минувшей недели министр культуры Владимир Мединский сообщил, что законопроект, меняющий систему трудовых отношений в театре, согласован с профсоюзами, с творческими союзами, прошел общественные слушания и в скором времени будет внесен в Госдуму.

Правда то, что Смирнов называет конкурсным отбором, глава Минкульта определяет как «регулярную аттестацию на профпригодность», цитирует Мединского РИА «Новости».

Театр — не собес

Народная артистка России Татьяна Догилева считает, что пересматривать сложившуюся систему трудовых отношений в актерской среде нельзя.

«Это не первая попытка бедных актеров перевести на договор, чтобы они были уже окончательно бесправными. Кого-то переводили, губили судьбы, а потом все возвращалось на свои места. Западная схема совершенно другая: набираются режиссер, актеры и постановочная часть на проект. Этот проект живет, пока он приносит деньги, — говорит BFM.ru Татьяна Догилева. — Новое предложение в России — это отмена репертуарного театра, который всегда считался достижением российской культуры. Сейчас, видимо, идет наступление на театр, кому-то понадобились театральные здания».

Татьяна Догилева в разговоре с BFM.ru, как и другие эксперты, связывает появление данной инициативы с конфликтом в московском театре имени Гоголя, который разгорелся после того, как два месяца назад его худруком стал режиссер Кирилл Серебренников.

На минувшей неделе Серебренников сообщил, что «театр — это не собес», и теперь все актеры в театре будут находиться в «состоянии кастинга».

Он пояснил: «Да, мы все время в этом состоянии. Это будет делать и народная артистка Светлана Брагарник, и все остальные. Будем доказывать публике, что мы достойны называться лучшими».

Также он сообщил, что вел с членами труппы индивидуальные переговоры, в результате которых предложения о работе получили 32 человека — большая часть труппы.

Новую законодательную инициативу о новом формировании театральных трупп Кирилл Серебренников не комментирует, сообщила BFM.ru его помощник Анна Шалашова.

Кстати, многие из опрошенных BFM.ru представителей театрального сообщества комментировать данную инициативу отказались.

Смените профессию

В Союзе театральных деятелей не исключают, что если новая схема формирования трупы будет узаконена, многие актеры останутся без работы.

Но театры и актеры успеют к этому подготовиться, уверяют в СТД. «Закон вступит в действие только через полгода после его принятия — значит, театры, Минкультуры, Управление культуры как учредители театров подготовятся к этому. Дальше должен пройти процесс в течение года, когда те, у кого заключен трудовой договор на неопределенный срок, пройдут процесс переизбрания. Конечно, не будут переизбираться молодые специалисты, окончившие вузы и пришедшие на работу, и те, кому осталось до пенсии несколько лет, беременные женщины, женщины, имеющие детей определенного возраста», — уточняет Смирнов.

Не прошедшие конкурсный отбор актеры, по словам Смирнова, могут найти себе место в другом театре, в системе образования или же просто поменять профессию.

«Например, это могут быть драмкружки, специальные курсы в школах, в средних учебных заведениях и так далее. Может, кто-то просто пойдет и переквалифицируется. В Америке 90% членов актерского профсоюза работают в других профессиях. И там потеря социального статуса не переживается столь тяжело, как у нас. У нас потеря социального статуса одновременно с этим ведет и к утрате экономического статуса», — говорит он.

Фонд солидарности поколений должен быть при каждом театре

Смирнов не исключает, что без дополнительных мер социальной защиты, в актерской среде возможен социальный взрыв.

Чтобы этого не допустить, он предлагает организовать при каждом театре Фонд солидарности поколений. Из его средств актеры, уходящие на пенсию, могут получать дополнительную пенсию аналогичного размера, а оставшиеся без работы могут получить средства на переквалификацию и так далее.

Объем фонда будет зависеть от региона. Союз театральных деятелей с начала этого года потратил более 10 млн рублей на поддержку актеров — это были доходы СТД, бюджетные субсидии и прибыль от спектаклей. Совершенно очевидно, что в регионах эти суммы будут на порядки меньше.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию