16+
Понедельник, 22 апреля 2019
  • BRENT $ 73.84 / ₽ 4729
  • RTS1260.82
6 октября 2012, 21:51 Технологии

«Быстро, дешево, качественно» и без договора

Лента новостей

Столичные студии веб-разработки строят отношения с заказчиками по всем правилам: сначала оформляется договор, а затем уже начинается работа. Но так действуют далеко не все — каждый шестой сайт в России заказывается без договора

Фото: wovox/ flickr.com
Фото: wovox/ flickr.com

Более 17% сайтов в России разрабатывается вообще без договоров, независимо от стоимости работ. Если речь идет о недорогих сайтах ценой до 100 тысяч рублей, то вопрос официального оформления отношений непринципиален в 30% случаев, говорится в исследовании «Рейтинга Рунета», проведенного при поддержке компании Proactivity Group.

В ходе исследования в начале 2012 года было опрошено более 100 компаний, заказывавших в 2011 году разработку интернет-сайтов. В окончательном варианте приведенные данные по договорным отношениям между заказчиками и исполнителями были озвучены на прошлой неделе на конференции «Сайт-2012».

По результатам опроса, исследователи пришли к выводу, что небольшие компании-заказчики, как и маленькие студии разработки из разных городов России готовы пойти на риск и работать без юридических гарантий. Особенно когда речь идет о проектах стоимостью до 100 тысяч рублей. В случае возникновения конфликтной ситуации комплексные судебные издержки — время и деньги — обойдутся дороже, чем может дать в итоге положительное решение. Поэтому в этом сегменте 30,8% сайтов делается вообще без документального оформления отношений. Еще 26,9% заказчиков заключают формальный договор, который тоже не поможет им в случае судебных разбирательств. То есть число «джентльменских соглашений» в недорогой разработке близится к 60%, говорится в исследовании.

Как пояснил BFM.ru генеральный директор Proactivity Group Сергей Бесшабашнов, риски при этом для обеих сторон равнозначны: «Заказчик может не решить свою задачу в срок и в должном качестве, потеряв не только время, но и деньги. Для разработчика в случае негативного сценария риск ровно такой же — потеря времени и денег. Договор, конечно же, хеджирует риски и регламентирует отношения. Но стоит отметить, что не является 100-процентным гарантом удовлетворенности сторон».

С проектами, чья стоимость превышает 300 тысяч рублей, ситуация обратная — основная масса заказчиков предпочитает подписывать детализированные договоры с приложениями к ним. Однако «бездоговорные» и «формально-договорные» отношения встречаются и в высоком ценовом сегменте. «Судя по полученным данным, на «честном слове» держится разработка более 30% проектов стоимостью от 100 тысяч до 300 тысяч рублей и 17% проектов дороже 300 тысяч рублей», сообщается в исследовании.

Столичные разработчики, опрошенные BFM.ru, утверждают, что никогда не работают с заказчиками без договоров. Так, например, ответили в креативном агентстве RedKeds. То же заявил гендиректор DEFA Interaktiv Дмитрий Козлов.

Генеральный директор компании ADV/web-engineering Алексей Персианов рассказал BFM.ru, что большие компании никогда не действуют подобным образом. «Мы работаем с крупными заказчиками, у которых есть хорошие финансовые и юридические структуры — они без гарантий работать не станут. Часто сайт, заказываемый у нас, является серьезным инструментом для их бизнеса, поэтому для крупного заказчика риски определяются не только деньгами, но и тем, вышел ли проект в срок, обладает ли он всем требуемым функционалом», — пояснил он.

Однако нельзя забывать, что на российском рынке существует огромное количество совсем «крошечных» компаний. «Даже если у этой компании есть юридическое лицо, то в ней, как правило, работает один или два человека. Заказчиком в этом случае тоже всегда выступает малый бизнес. На обеих сторонах нет юридического ресурса, который может сделать рабочий договор в неизвестном для малого бизнеса правовом поле — например, закон об авторских правах и интеллектуальной собственности весьма непрозрачен. Поэтому, в реальности, в этой части рынка все часто происходит на уровне устных договоренностей между двумя людьми, которые зачастую договором пренебрегают», — рассказал Персианов.

При этом говорить о низкой, высокой или средней стоимости сайта вообще нельзя — она зависит от многих параметров.

«Средняя стоимость корпоративного проекта — около 2 млн рублей. Говорить же о цене «сайта вообще» не имеет смысла. Под этим словом скрываются подчас сложные интеграционные проекты стоимостью в десятки миллионов рублей», — пояснил Дмитрий Козлов.

По данным «Рейтинга Рунета», некоторые компании при создании сайтов обходятся вообще без технического задания — так случается в 18% случаев. Собеседники BFM.ru относятся к этой теме более серьезно.

По словам Дмитрия Козлова, в принципе работать над проектом без детализированного ТЗ можно, но в его компании — нет. «Есть определенный процент сайтов, который делается не только без ТЗ, но и без участия разработчика», — иронизирует он.

У Алексея Персианова несколько иной опыт: «Мы чаще всего начинаем работу без финального технического задания — иметь его до начала работ сегодня практически нереально. Иногда ТЗ пишется на первом этапе проекта, но применяется в проектах все реже в силу своей неэффективности. Чаще всего проект разбивается на короткие обозримые участки и релизы: документация на каждый релиз требуется небольшая, но даже эта документация чаще всего пишется уже параллельно с работами, чтобы сэкономить время. Часто задание может составляться и финализироваться только на текущую неделю или даже только на следующий день. В итоге работа над проектом и подготовка документации часто ведутся параллельно», — рассказал он.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию