«Однорукие бандиты» в Москве занялись благотворительностью
Лента новостей
В Москву вернулись игровые автоматы. Теперь они называются «благотворительной лотереей». Business FM снял на видео их работу и выяснил: это легальный бизнес или прикрытие для подпольных «одноруких бандитов»
Продуктовый магазин, предбанник, рядом с аппаратом по внесению денег на мобильный телефон стоит такой же по виду терминал с надписью «благотворительная лотерея». Предлагается несколько игр, суть которых одна: вносишь деньги, нажимаешь на кнопку сенсорной панели и ждешь – совпадет ли комбинация так, чтобы ставка сыграла.
В случае выигрыша сумму предлагают удвоить, для этого нужно угадать красную или черную карту выдаст компьютер. Я попробовал – проиграл 300 рублей. Процесс снимал на телефон мой коллега.
Затем, покопавшись в меню терминала, я нашел номер мобильного телефона, который предлагалось набрать в случае возникновения проблем или вопросов. Ответивший оказался на редкость общительным. Попросив, все же не использовать свой голос, он подробно рассказал о принципах работы терминала.
По его словам, все законно. Разрешение на работу получено от 46-ой налоговой, все оборудование сертифицировано. От игровых автоматов лотерейные аппараты отличает то, что в основе работы заложен не генератор случайных чисел, а заранее прописанные выигрышные номера. В общем, по словам моего собеседника, — это вполне легальная лотерея, сравнимая с теми, что предлагают на сдачу.
Единственное отличие — отсутствие бумажного лотерейного билета. Молодой человек назвал и сайт, на котором есть вся информация о терминалах. На сайте говорится о компаниях «Терминал плюс» и «Лото - Арт».
Есть разделы «Законодательство», «Сертификаты» и так далее. Есть раздел «Контакты», однако общаться с Business FM официально отказались, сославшись на занятость.
Опрошенные Business FM эксперты допускают, что грамотные юристы нашли недоработки в законодательстве, позволяющие вот так в открытую заниматься лотерейным бизнесом, больше похожим на распространение игровых автоматов. Но только до тех пор, пока терминалами не заинтересуются компетентные органы. Ведь есть один неоспоримый аргумент.
Генеральный директор торгового дома «Гослото» Антон Шапиро поясняет: «Нет понятия «благотворительная лотерея» в федеральном законе №98. Есть понятие «бестиражная лотерея», которую мы в обиходе называем моментальной. Значит, в законе чётко написано, что любая лотерея, кроме государственных, обязана иметь лотерейный билет. Никаких суррогатов, электронных продаж, продаж в Интернете, продаж с экрана быть не может. Должен быть лотерейный билет, более того, нормативы Министерства финансов — нормативные документы — приравнивают лотерейный билет практически к ценной бумаге. Она производится только на специализированных предприятиях с соответствующей лицензией».
Управа наблюдает со стороны
В районной управе Business FM заявили, что органы интересуются деятельностью таких лотерей, ведется постоянный мониторинг, но разбираться с тем, легально ли работает тот или иной аппарат, можно только после его обнаружения и проведения огромного числа экспертиз. «Установку терминалов с местными властями никто не согласовывает», — сказали в управе.
«И даже в заявительном порядке никто нас об этом не информирует, — утверждают в управе района. — Мы сами мониторим территорию на этот предмет, потому что в общем-то сейчас открытие любого предприятия происходит в заявительном порядке. Плюс специфика района: у нас практически 80% помещений, которые заняты под работу потребительского рынка. Это частная собственность, то есть там коммерческая аренда».
Что бывает, когда выявлены нарушения
В случае, если удается доказать, что бизнес ведется с нарушением закона, заведение закрывают, а оборудование изымается.
Однако чиновники признают, что оборот у владельцев игровых автоматов таков, что через несколько дней в другом месте появляется фирма с новым названием и новыми аппаратами.
Считается, что доходы от игорного бизнеса сопоставимы с доходами от торговли оружием и наркотиками. Так, по словам экспертов, один уличный игровой автомат в Москве до их запрета мог приносить владельцу до 1000 долларов прибыли в день. При том, что чаще всего налоги с этой деятельности не платились. Сейчас лотерейщики, заявляющие о том, что работают легально, утверждают, что 10% от выручки направляют в благотворительные фонды.