16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.32 / ₽ 7992
  • RTS1128.69
29 ноября 2012, 15:37 ОбществоПолитика

Запрет роликов подталкивает Pussy Riot к «китайскому опыту»

Лента новостей

Замоскворецкий суд Москвы признал экстремистским видео с акциями Pussy Riot, доступ к ним в Интернете ограничат. Участница группы Екатерина Самуцевич заявила о возможности использования зарубежных серверов, чтобы ролики были доступны всем

Фото: Rakka/flickr.com
Фото: Rakka/flickr.com

Замоскворецкий суд Москвы сегодня признал экстремистским видеоролики панк-группы Pussy Riot и принял решение об ограничении к ним доступа в Интернете. Речь идет о четырех акциях панк-группы с октября 2011 года по февраль 2012 года.

Изначально предполагалось, что речь пойдет о запрете лишь одного резонансного видео — клипа на песню «Богородица, Путина прогони!». Он появился в Интернете после того, как активистки группы 21 февраля устроили так называемый «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя. В клип вошли кадры, сделанные во время аналогичной акции Pussy Riot 18 января этого года в Богоявленском соборе (Елоховская церковь). Затем на смонтированные кадры наложили песню.

Ролик вызвал бурную реакцию в обществе. Активистки панк-группы Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич получили за акцию в храме по два года лишения свободы. 17 августа этого года Хамовнический суд Москвы признал их виновными в хулиганстве, совершенном по мотивам религиозной ненависти (часть 2-я статьи 213 УК).

Поэтому обращение прокуратуры в суд с требованием признать ролик экстремистским было ожидаемым.

Формально обращение в Генпрокуратуру РФ инициировал депутат от фракции ЛДПР Александр Старовойтов (он же направил обращение в Генпрокуратуру с требованием проверить на наличие экстремизма фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» — BFM.ru).

В новом обращении депутат просил проверить размещенные в Интернете видеозаписи Pussy Riot на наличие признаков экстремизма. Парламентарий утверждал, что «видеоматериалы оскорбляют чувства миллионов верующих, негативно влияют на общественную мораль и нравственность, их просмотр несет отрицательные последствия». Разобраться с запросом надзорное ведомство поручило своим коллегам из Замоскворецкой межрайонной прокуратуры.

Четыре ролика под запретом

Районная прокуратура сочла практически все ролики с акциями Pussy Riot экстремистскими. Речь шла об акции в Храме Христа Спасителя, выступлении на Лобном месте Красной площади, на крыше троллейбуса, а также на крыше спецприемника для административно задержанных.

Материалы были размещены на пяти различных Интернет-ресурсах, включая «Живой журнал» и сайты поддержки панк-группы Pussy Riot.

Видео, как сказал представитель прокуратуры, выявили путем «оперативно-розыскных мероприятий». Правоохранители просто прибегли к помощи Yandex.

«Психолого-лингвистическое исследование, которое имеется в материалах дела, подтвердило, что в этих материалах Pussy Riot содержатся сведения экстремистского характера», — заявил помощник Замоскворецкого межрайонного прокурора, отказавшись назвать свое имя. Он также высказал мнение, что наличие в свободном доступе материалов «может способствовать разжиганию межнациональной и религиозной вражды».

Исследование проводилось Российском институтом культурологии. Эксперты института пришли к выводу, что в ролике Pussy Riot присутствуют высказывания, которые направлены на возбуждение религиозной ненависти и вражды, а действия участников видеоролика необходимо считать оскорбляющими религиозные чувства верующих и религиозное место.

«Представленный материал является скрытым призывом к бунту и неповиновению власти, захвату улиц и площадей (наподобие Арабской весны), разоружению правоохранительных органов», — говорилось в заключении экспертизы.

В итоге, ссылаясь на результаты экспертизы, прокурор обратился к судье с просьбой признать материалы, размещенные в Интернете на ряде сайтов, экстремистскими и ограничить доступ к ним.

Стоит отметить, что к участию в деле был привлечен и Минюст России, но никто из его представителей в суд не явился. Министерство прислало в суд письмо с просьбой рассмотреть дело в отсутствие его представителей.

Вступить в гражданский процесс в качестве заинтересованного лица пыталась одна из участниц панк-группы Екатерина Самуцевич, которой 10 октября Мосгорсуд заменил назначенное наказание на условное. Однако 20 ноября на предварительном слушании по делу Замоскворецкий суд ее ходатайство отклонил. Сегодня активистка Pusy Riot пришла на процесс как зритель.

Для того, чтобы вынести решение, судье Марине Мусимович потребовалось не больше десяти минут. Была оглашена резолютивная часть судебного акта, в которой судья удовлетворила заявленные требования.

Решение суда вступит в силу через месяц, если его никто не обжалует. После этого сайты, на которых размещены ролики, будут включены в так называемый «черный список» экстремистких сайтов Роскомнадзора.

Оспорить решение могут только участники процесса. Но ждать от прокуратуры и Минюста этого не приходится. Его отмены попытается добиться Екатерина Самуцевич, о чем она заявила после заседания. Однако сначала ей нужно отменить решения о недопуске ее к участию в процессе. Сегодня участница Pussy Riot уже подала по этому поводу апелляцию в Мосгорсуд.

Pussy Riot используют китайский опыт

Исход дела был предрешен, заявила Екатерина Самуцевич, комментируя решение суда. Однако участницы Pussy Riot все сделают для того, чтобы их видео были доступны всем. Самуцевич не исключила, что они будут использовать опыт Китая. «Там, когда блокируют сайты, материалы перегоняют на зарубежные серверы. И через так называемое «зеркало» их можно показать в любой стране», — сказала она.

Активистка панк-группы заявила, что участницы Pussy Riot не собираются прекращать свою деятельность и не исключают проведения новых акций. Правда, Самуцевич, имея условный срок, лучше не попадаться.

Самуцевич опасается того, что в дальнейшем решение суда о признании видеороликов экстремистскими может послужить основанием для предъявления ей, а также Надежде Толоконниковой и Марии Алехиной нового обвинения по статье 282 УК («возбуждение религиозной ненависти или вражды с использованием СМИ»). По ней девушкам может грозить до двух лет лишения свободы.

Как уже ранее сообщал BFM.ru, летом этого года, расследуя дело о хулиганстве, сыщики выделили в отдельное производство и направили в СКР материалы в отношении неустановленных лиц, которые имеют отношение к изготовлению и распространению видео. До сих пор девушек в причастности к изготовлению видео не обвиняли.Но это до поры до времени, считают их адвокаты.

«Российские законы о противодействии экстремистской деятельности остались такими же сырыми и недоработанными»

В эфире Business FM решение суда прокомментировал известный блогер, медиадиректор компании SUP Media, владеющей «Живым Журналом», Антон Носик. Он рассказал, как отразится запрет на пользователях Сети:

— Министерство юстиции должно будет добавить все эти ролики отдельными пунктами в федеральный список экстремистских материалов, и компании, на серверах которых расположены эти ролики, будут уведомлены о том, что эти ролики запрещены по российскому законодательству. После чего российские хостинговые компании будут вынуждены эти ролики удалить, а компании, расположенные за пределами России, в первую очередь YouTube, используют такую процедуру блокирования, при которой вы будете заходя из России, с российского адреса IP на страницу с этим роликом, получать сообщение, что, извините, в вашей стране просмотр этого ролика запрещен по закону.

— Для вас как представителя компании SUP Media, владеющей «Живым Журналом», что это будет означать? Не получится ли так, что отдельный блог, содержащий то или иное видео, будет заблокирован на основании того, что там лежит материал, который на самом деле находится на серверах YouTube?

— Если блокировке подвергать не сам материал, а упоминание материала, то и наша с вами беседа тоже является обсуждением того же самого экстремистского ролика. В законе на сегодняшний день такого приравнивания нет. Согласитесь, если ролик заблокирован YouTube для просмотра из России, а этот ролик размещен у меня в ЖЖ, то ведь вы, заходя из России в мой ЖЖ, не увидите этого ролика.

— Особой опасности в связи с новым решением суда вы не видите?

— ЖЖ, поскольку не имеет видео-хостинга, не является местом, где размещаются видео-материалы, соответственно, и нет оснований ждать, что будет какое-то обращение к ЖЖ, чтобы эти видео-материалы были оттуда удалены.

— А вот, если, например, не собственно видео размещено, а скриншот с этого видео, вот как тут быть?

— Отличный вопрос. Но как бы это частность, иллюстрирующая тот факт, что за 10 лет с лишним своего существования российские законы о противодействии экстремистской деятельности остались такими же сырыми и недоработанными. Внятного юридического ответа на ваш вопрос не существует. Но там есть еще более интересный вопрос. А что такое вообще экстремизм? И на него тоже юридически внятного ответа нет. То, что может считаться экстремизмом, есть какое-то определение, вооружившись которым мы с вами могли бы посмотреть ролик Pussy Riot и прийти самостоятельно, без подсказки со стороны судов и прокуратур к выводу о том, что он является экстремистским? Согласитесь, до сегодняшнего дня это в голову не приходило.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию