16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
22 декабря 2012, 20:55 КультураТехнологииОбщество
В фокусе: Совместно с DW

Планшетник на пюпитре

Лента новостей

Оркестры Европы раздумывают об отказе от бумажных нот. Первопроходцами стали музыканты Брюссельской филармонии

Фото: samsungbelgium/flickr.com
Фото: samsungbelgium/flickr.com

С 1 декабря у администратора оркестра стало если не меньше забот, то уж точно меньше бумаги в кабинете: отныне оркестр играет все концерты, как «домашние» так и гастрольные, не по бумажным нотам. На пюпитре укреплены… планшетники!

В ногу с прогрессом

До сих пор оркестр Брюссельской филармонии был знаменит преимущественно тем, что исполненный им саунд-трек к фильму «Артист» получил в начале 2012 года «Оскара» в соответствующей номинации. Теперь оркестр имеет шанс прославиться еще и как самый прогрессивный ансамбль симфонического мира.

После номинации на «Оскара» к администрации оркестра обратился один крупный производитель планшетников. «Нас спросили, согласны ли мы пойти на этот эксперимент, — рассказывает директор оркестра Мишель Табачник. — Мы опробовали технологию, и всем она пришлась очень по душе».

Преимущества очевидны: в один планшетник даже со средним объемом памяти запросто помещается вся нотная библиотека оркестра. Любое новое сочинение моментально оказывается в доступе. Планшетник занимает крайне мало места и почти ничего не весит, чего никак нельзя сказать о бумажных нотах. Наконец, во время концерта музыкантам не приходится переворачивать ноты. «Планшетник я могу, например, взять с собой утром в поезд, чтобы повторить сочинение перед репетицией, — восторгается альтист оркестра Штефан Ульпених. — Я могу также сохранить в нем рабочие записи, это очень удобно».

Экономия

Наконец, самый веский довод (по крайней мере, с точки зрения менеджеров оркестра): экономия. В год Брюссельский оркестр тратил не менее 25 тысяч евро на приобретение и копирование бумажных нот. Новая технология позволит сократить эту статью оркестровых расходов на порядок.

Платить отныне придется только за права на ноты (или, в случае, если права уже принадлежат оркестру, за оцифровку партитур). Впрочем, почти вся музыкальная литература уже давно существует в цифровом варианте. Крупные музыкальные издательства предлагают клиентам как бумажные ноты, так и их цифровые версии.

А немцы подождут…

Как сообщили DW во Всегерманском объединении оркестров и театров, решение о переходе или непереходе на те или иные новые технологии принимаются каждым конкретным оркестром в индивидуальном порядке. «Многие немецкие оркестры уже давно пользуются как ноутбуками, так и планшетниками как вспомогательными средствами при подготовке программ, — рассказал директор Объединения Клаус Цеэляйн (Klaus Zehelein) в интервью DW. — Но я не думаю, что из этого следует делать религию».

Клаус Цеэляйн не сомневается в том, что крупные немецкие оркестры сохранят верность бумажным нотам. «Во-первых, это, как правило, удобнее, да и для глаз полезнее, — считает Цеэляйн. — С напечатанных нот читать легче, чем с экрана». Во-вторых, в нотах можно делать рукописные поправки (в планшетнике такая функция тоже предусмотрена, но пока она не очень удобна).

Наконец, с бумажными нотами у музыкантов возникает «эмоциональная связь»: ведь порой по одним и тем же нотам играет несколько поколений музыкантов. «Так, в архиве Берлинского филармонического оркестра хранятся партитуры, по которым дирижировали не только Караян (Herbert von Karajan) и Кляйбер (Сarlos Kleiber), но еще Рихард Штраус (Richard Strauss), — рассказывает Цеэляйн. — Не думаю, что оркестр захочет с ними быстро расстаться». А в оркестре Байройтского фестиваля музыканты каждый год пишут на последней странице нот свое имя, что создает уникальное ощущение преемственности поколений.

Словом, будущее — за здоровым сочетанием старого и нового, традиционного и прогрессивного!

Автор: Анастасия Буцко
Редактор: Дарья Брянцева

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию