Суббота, 27 апреля 2024
30 декабря 2012, 19:17 Наука

Есть ли жизнь на Марсе, выяснит марсоход

Большое марсианское путешествие «Кьюриосити», неуловимый бозон Хиггса и новый вид людей. Три научных открытия 2012 года, о которых говорил весь мир

Фото: nasa.gov

Есть ли жизнь на Марсе? Что поймали в Большом адронном коллайдере? Как вымер «денисовский человек»? Это вопросы будоражили умы в уходящем году.

В три часа по марсианскому времени 6 августа «Кьюриосити» приземлился у подножья горы Шарпа. Короткая проверка. Отстрел тросов «небесного крана» и — самый знаменитый марсоход начал путешествие по красной планете.

Миссия «Кьюриосити» — в первой пятерке научных событий года. Марсоход должен ответить на вопрос тысячелетия: есть ли жизнь на Марсе? Первая сенсационная находка уже случилась. Русло ручья. По Марсу текла вода. Но сейчас ее в составе почвы в три раза меньше, чем предполагали ученые. Рассказывает заведующий лабораторией Института космических исследований РАН России Вячеслав Линкин: «Кьюриосити» сейчас уточнил: конечно, вода в верхнем слое таком захваченном состоянии в составе пор, минералов, есть. Ее не так много, но тем не менее, есть. Это положительный фактор, который дает надежду на продолжение поиска следов жизни».

Искать следы жизни «Кьюриосити» начнет в начале 2013-го. Когда пробурит отверстие и изучит состав почвы. Но тут проблема. Буры марсохода перед отлетом не стерилизовали. Если земные бактерии попадут в воду, планета заразится земными микробами. И тогда жизнь на Марсе точно будет. Работать «Кьюриосити» сейчас помогают четыре сотни специалистов. А вся программа обошлась в 2,5 млрд долларов.

Что, впрочем, окупится и не раз, уверен заслуженный летчик-испытатель России Магомед Толбоев: «Один раз мне отец сказал, он у меня тракторист: ракету запускают, столько топлива сжигают, а если бы это дали все нашим колхозам, тракторам, мы столько бы перепахали. А теперь я ему говорю: у каждого чабана мобильный телефон, спутниковая связь, ну, вот видите через 40 лет чего мы достигли».

Примерно в то время, когда у Магомеда Толбоева состоялся первый разговор с отцом, англичанин Питер Хиггс предсказал существование частицы, которая отвечает за то, что все другие элементарные частицы материи обладают массой. Ее прозвали «частицей Бога». Сорок лет человечество охотилось за бозоном Хиггса.

В июле — после экспериментов на большом адронном коллайдере — ученые объявили о находке. Это событие научные журналы помещают на первую строчку в рейтинге открытий года. Ведь бозон Хиггса был единственной недостающей частицей в стандартной модели. Правда, и тут не обошлось без оговорок. Частицу засекли в четырех из 10 возможных каналов распада.

И точку пока ставить рано, говорит научный обозреватель «Российской газеты» Юрий Медведев: «Эксперименты будут продолжаться. Физики это подчеркивают, говорят, что для окончательного подтверждения стандартной модели необходимо получить дополнительные данные, но глава ЦЕРНа взял на себя ответственность заявить, что бозон Хиггса открыт, поставив запятую, а не точку».

И еще одно событие в тройке научных достижений года. Немецкие ученые расшифровали геном так называемого «денисовского человека». Он оказался еще одной ветвью людского рода. Жил рядом с homo sapiens, и, судя по 5% общих генов, тесно общался с нашими предками. Когда и почему вымерли «денисовцы», ученые пока не знают. Впрочем, есть одна гипотеза. Навсегда остаться в истории другим видам людей помогли предки современного человека. Они их истребили.