16+
Пятница, 6 декабря 2024
  • BRENT $ 72.25 / ₽ 7531
  • RTS765.08
30 января 2013, 22:09 Право

Увольнение и староверы не спасли фигурантов дела «Оборонсервиса» от ареста

Лента новостей

Суд отклонил ходатайство об отмене ареста двух фигурантов дела о хищении более 53 млн бюджетных денег через компанию «Славянка». Николай Рябых и Константин Лапшин остались в СИЗО

Заместитель гендиректора фирмы «Славянка» Константин Лапшин, обвиняемый по делу о коррупции в Министерстве обороны, во время рассмотрения ходатайства следствия об аресте в Хамовническом суде. Фото: ИТАР-ТАСС
Заместитель гендиректора фирмы «Славянка» Константин Лапшин, обвиняемый по делу о коррупции в Министерстве обороны, во время рассмотрения ходатайства следствия об аресте в Хамовническом суде. Фото: ИТАР-ТАСС

Мосгорсуд в среду вечером узаконил арест двух фигурантов громкого уголовного дела о хищении более 53 млн бюджетных денег через компанию «Славянка» — крупнейшего предприятия по оказанию услуг Минобороны. Деньги были выделены на проведение так и не состоявшегося ремонта в здании, принадлежащем военному ведомству — в доме № 14 по Колымажному переулку.

Стоит добавить, что 99,9% акций ОАО «Славянки» принадлежит ОАО «Оборонсервис» — холдинговому предприятию, подконтрольному Минобороны. Оно прославилось возбуждением десятка уголовных дел о миллиардных хищениях, что привело к отставке главы военного ведомства Анатолия Сердюкова.

15 января этого года по решению Тверского суда Москвы под стражу в рамках дела «Оборонсервиса» отправился первый тогда еще действующий военный чиновник — заместитель начальника хозяйственного управления (ХОЗУ) Минобороны Николай Рябых.

По версии Главного военного следственного управления (ГВСУ) Следственного комитета России, он подписывал фиктивные акты выполненных работ, выносил незаконные решения по оплате и направлял их в департамент финансового обеспечения Минобороны.

На следующий день тот же суд заключил под стражу и начальника департамента текущего ремонта, замдиректора компании «Славянка» Константина Лапшина. По данным следователей, он распорядился, чтобы субподрядные и подконтрольные «Славянке» организации перечислили бюджетные деньги на счета подставных фирм. И Рябых, и Лапшину предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК) в составе организованной группы.

Оба фигуранта и их адвокаты обжаловали решения об аресте в Мосгорсуде, настаивая на их отмене. Первой в апелляции слушалась жалоба Николая Рябях и его защитников. Заседание началось только около шести часов вечера. Обвиняемый участвовал в заседании с помощью телеконференцсвязи, установленной между СИЗО и судом.

Вначале дали слово адвокатам. Александр Агасиев и Александр Хохлов утверждали, что аргументы следствия о том что, находясь на свободе, их подзащитный скроется или будет мешать расследованию — голословны. Они заверили, что этого не произойдет, и попросили суд приобщить к материалам дела почетные грамоты, которыми был награжден их клиент, а также благодарность министра обороны.

«Единственный кормилец»

Агасимов отметил, что за все время «трудового пути» Рябых характеризовался только с положительно стороны. «До того, как его допросили в качестве свидетеля, он был опрошен по делу, всегда добровольно являлся в органы следствия и намерений скрыться не имел», — утверждал защитник. Он добавил, что его клиент является единственным кормильцем в семье: жена Рябых не работает, у него на иждивении находится малолетний ребенок, а престарелая мать нуждается в медицинском уходе. Адвокат попросил избрать экс-чиновнику меру пресечения, не связанную с лишением свободы, «вплоть до залога».

Николай Рябых заявил, что уже уволен с военной службы и у него нет возможности давить на кого-либо из подчиненных или уничтожать документы. «Я и раньше не оказывал давления на свидетелей, поэтому указание на возможность, что я продолжу заниматься преступной деятельностью и препятствовать расследованию, не выдерживают критики», — сказал он. Рябых подчеркнул, что «мог скрыться и раньше, но не сделал этого». «Ответственно заявляю, что обязуюсь являться по первому требованию к следователям и в суд», — пообещал он.

Впрочем, прокурор Жанна Малютина из Главной военной прокуратуры не согласилась с этими аргументами. Она завила, что избрание Рябых более мягкой меры пресечения невозможно — у него закончилась регистрация в столице, а постоянно Рябых прописан в Оренбурге. К тому же он вводил следователей в заблуждение, говоря о своем фактическом месте жительства, и сорвал выемку документов.

По словам прокурора, вина Рябых практически доказана: показания против него дали два бывших сотрудника минобороны. В частности, начальник отдела эксплуатации и техобслуживания ХОЗУ Колобов. Он и его коллега заявили, что Рябых знал о фиктивности документов на оплату счетов, но дал указание отправить их на оплату. В то время обвиняемый являлся временно исполнявшим должность начальника ХОЗУ Минобороны.

«В итоге, с участием Рябых похищено 18,5 млн рублей», — подытожила Малютина, заметив, что «наличие жены и престарелых родителей не препятствует избранию меры пресечения в виде ареста».

Кстати, следователь ГВСУ Олег Докучаев в суд не пришел, поэтому прокурору пришлось одной «держать оборону».

Сам Рябых был категорически не согласен с доводами о том, что срывал следственные действия. «Никакого срыва не было», — возмутился он, сказав, что у него просто возникло недопонимание с сыщиками: «Когда пришли следователи, я сказал, что документов нет, а выяснилось, что они были... Но у нас были копии, а в других управлениях — оригиналы. Я неправильно понял следователя».

В итоге, судьи все же сочли арест фигуранта законным.

Больной обвиняемый

Спустя несколько минут в другом зале был рассмотрен вопрос о возможности отмены ареста Константина Лапшина. Его на заседании не было. Согласно озвученной в суде справке, вскоре после ареста обвиняемый попал в 20 ГКБ с гипертоническим кризом. И хотя медики дали «добро» на его участие в процессе, Лапшин прислал бумагу, в которой просил провести слушание без него.

Адвокаты Владимир Краснов и Светлана Андреева главным образом ссылались на плохое самочувствие своего клиента.

Так, Андреева сообщила судьям, что минувшим летом он перенес операцию по шунтированию сердца. «При таких заболеваниях для Лапшина могут наступить тяжкие последствия», — поделилась она своими опасениями.

Защитники просили отпустить Лапшина под подписку о невыезде, денежный залог в 5 млн рублей или личные поручительства, которые за него давали отец, сокурсники и друзья по Ленинградскому высшему командному военному училищу, а также прихожане и духовенство староверческой церкви.

Однако и здесь судья сочли избранную меру пресечения законной и обоснованной.

Дженифер Лопес не дали спеть

Отметим, первым фигурантами дела «Славянки» стали гендиректор компании Александр Елькин, а также его помощница, главбух подрядной организации «Безопасность и связь» Юлия Ротанова. Елькина задержали прямо во время празднования 50-летнего юбилея. Спустя несколько дней он собирался его отпраздновать. На вечеринке должна была выступать голливудская звезда Дженифер Лопес. 16 ноября прошлого года подозреваемых арестовали. Они также пытались добиться отмены этого решения, но безуспешно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию