16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.11 / ₽ 8196
  • RTS1160.60
25 марта 2013, 14:03 КультураОбщество
Спецпроект: Месяц Швеции

Организаторы Евровидения-2013 сэкономят

Лента новостей

О разумном подходе к проведению Евровидения в мае этого года, о русских туристах в Швеции, московской городской среде и шведской наивности — в интервью советника по культуре посольства Швеции в Москве Мортена Франкбю

Центральная часть швейцарского города Мальме, где пройдет финал «Евровидения-2013». Фото: РИА Новости
Центральная часть швейцарского города Мальме, где пройдет финал «Евровидения-2013». Фото: РИА Новости

До Евровидения в шведском Мальмё осталось менее двух месяцев. Шведы посчитали, что смогут заработать на этом мероприятии около 200 млн шведских крон, менее 3% от годовой прибыли в сфере туризма и приняли решение не тратить рекордные бюджеты на проведение конкурса. «С каждым годом стоимость проведения конкурса растет. Ряд экспертов считает, что она стала безумной», — говорит BFM.ru советник по культуре шведского посольства в Москве Мортен Франкбю.

О том, как держаться в разумных рамках при подготовке к международному конкурсу, о московской городской среде, «русской щедрости» по отношению к культуре и шведской открытости политиков Мортен Франкбюрассказал в интервью BFM.ru.

Мортен Франкбю. Фото: предоставлено пресс-службой

Мортен Франкбю родился в Гетерборге. В Швеции работал репортером в двух ведущих вечерних национальных газетах Expressen и Aftonbladet, а также вторым редактором в издании Judisk Krönika («Еврейская хроника»). Являлся владельцем издательства, выпускавшего русскую классику на шведском языке. С 2003 по 2010 годы работал в Минске — преподавал шведский язык студентам. В Москве — с 2010 года. Представляет интересы Министерства иностранных дел, Министерства культуры и Министерства образования Швеции, а также Шведского института, занимающегося вопросами распространения информации о Швеции по всему миру.

О Евровидении в Швеции в мае 2013 года

— В этом году Швеция хочет показать, что Евровидение можно провести с разумным бюджетом. С каждым годом стоимость проведения конкурса растет. Ряд экспертов считает, что она стала безумной.

По расчетам, прибыль от проведения Евровидения в этом году составит примерно 200 млн шведских крон. И организаторы конкурса не считают, что это огромные деньги, если учесть, что прибыль от туризма всей Швеции составляется примерно 7 млрд крон в год.

На подготовку не будет потрачено рекордных бюджетов. Евровидение будет проводиться в Мальмё, это третий по населению город Швеции. Город находится недалеко от континента. Там есть два больших аэропорта и много гостиниц. Кроме того, в 2008 году там уже был построен комплекс Malmö Arena. На конкурсе будет не три ведущих, а только один. Вести конкурс будет актриса, комик и телеведущая Петра Меде. Мы с ней знакомы со школы.

Конечно, нам придется потратить деньги на логистику, на организацию работы тех, кто будет освещать Евровидение. Но в любом случае, это не огромные деньги.

При этом мы надеемся привлечь внимание к Мальме. Многие туристы, которые хотят приехать в Швецию, знают о Стокгольме и Гетеборге. Сейчас у Мальме есть возможность заявить о себе. В городе очень много иммигрантов. Это такой город-космополит. Кроме того, он экологически чистый, практически все население здесь ездит на велосипедах.

О госконтроле за ценами на жилье для туристов во время Евровидения

— Я думаю, что власти будут пресекать попытки отельеров поднять цены на гостиницы для гостей Евровидения. Знаю, что когда Евровидение проводилось в Мальме в 1992 году, цены на проживание не росли. Местные власти понимают, что это дает плохую рекламу. Ведь туристы могут сказать своим друзьям: «В Швеции огромные цены, не надо туда ехать». Думаю, что власти Мальме и бизнесмены попытаются посмотреть на этот вопрос стратегически, с заделом на будущее.

Об открытии музея ABBA

— Музей ABBA откроется в Стокгольме за неделю до Евровидения. Музей современный, там, к примеру, будет возможность спеть вместе с «голографическими» участниками группы, сделать запись своего выступления и так далее. Это будет постоянная экспозиция Шведского зала славы.

Почему выбрали ABBA? Шведская группа была победителем Евровидения в 1974 году. Это классная музыка, которая путешествовала над границами — ее слушали и в Китае, и в Австралии. В свое время ABBA стала уникальным явлением. До этого в Швеции тоже были известные музыканты, дирижеры, Енни Линдт и другие. Но это была классическая музыка. После ABBA появились Roxette, Ace of Base, Army of Lovers, Arash, Vacuum. Думаю, они имели свой успех именно благодаря ABBA.

Сейчас шведские композиторы и продюсеры влияют на мировую музыкальную индустрию [к примеру, шведский продюсер Александр Кронлунд работал с Meja, Бритни Спирс, Backstreet Вoys и другими, авторами «российской» песни на Евровидении-2013 стали шведские продюсеры Габриэль Аларес и Йоаким Бьорнберг, шведские авторы Стефан Орн и Сандра Бюрман написали песню для Азербайджана, победителей Евровидения в 2011 году — BFM.ru].

О шведском музыкальном феномене

— У меня есть своя теория, почему шведская музыка стала такой популярной в мире. Мы маленькая страна, мы должны быть открыты для мира. Мы много путешествуем. В шведских школах есть возможность бесплатно учиться играть на музыкальных инструментах. Когда я был маленьким, я играл на гитаре и на флейте. И для молодых музыкантов, которые начинают играть, дают бесплатно помещения для репетиций. Это продолжается до окончания школы. Это важно! Есть еще вечерние курсы, где ты можешь учиться играть на музыкальных инструментах. Это стоит всего пару сотен крон в месяц.

Кроме того, в Швеции есть много маленьких городков, где нечего делать. И люди занимаются только музыкой, потому ничего другого нет. Я знаю, что много групп, как например, The Ark, The Hives начинали в таких городах.

О русских путешественниках в Швеции

— Каждый год россияне бронируют в шведских отелях больше 200 тысяч ночей. Многие приезжают из Санкт-Петербурга и живут на пароме. Они в этой статистике не учитываются. Русские туристы одни из самых активных потребителей за границей. С каждым годом суммы трат русских в Швеции увеличиваются. В 2012 году российские туристы в среднем тратили 1100 крон, больше всех остальных.

В Стокгольме среди россиян очень популярен музей Junibacken [музей Астрид Линдгрен] и музей Vasa. Многие ходят в Оружейную палату в Стокгольме.

Типичный российский турист в Швеции — это представитель среднего класса, который интересуется историей и культурой. Русские очень хорошо знают историю. Гораздо лучше, чем мы. Думаю, что и шведская природа россиян тоже привлекает. У нас существует закон, который гарантирует всеобщий доступ к природе. Мы, как и россияне, любим бывать на природе. Что делает швед в пятницу вечером? Уезжает на дачу. Починить крышу, снег почистить… Это терапия. Многие шведы выращивают овощи, собирают ягоды или грибы. И что после этого? Мы тоже делаем консервы и прочее.

О тенденциях в русской культуре

— В Москве и Санкт-Петербурге мы видим такие же тенденции, как и в других больших городах — это глобализация и коммерциализация. Здесь можно найти все. Сюда приезжают звезды мирового уровня. Но культура становится все дороже. Я боюсь, что билет в Большой или Мариинский театр сложно купить обычному жителю. Если вы посмотрите, сколько стоил билет в театр раньше и сейчас — это два разных мира. В Швеции тоже все дорожает. Но думаю, что обычному шведу проще позволить себе купить билет на культурные мероприятия, чем русскому. Мне кажется, что культура в Швеции более доступна.

Но что радует, русские готовы тратить на культуру. Думаю, если россиянин встает перед выбором [на что потратить деньги], то предпочтет потратить на поход на культурное мероприятие. Для русского культура важна.

Еще в России на спектакле, к примеру, можно увидеть людей разных возрастов. Здесь поколения общаются. В Швеции публика не так разнообразна. У нас поколения все меньше и меньше общаются друг с другом. Это наша проблема.

Я много путешествую по России. И вижу, что в регионах классическое искусство поддерживаются государством, а современное искусство живет в основном за счет частных инициатив. В Швеции сейчас тоже есть тенденция к увеличению частного капитала в искусстве.

О рабочих планах

— У меня есть мечта — делать в России кинонедели и показывать современное шведское кино. Пока не получается. Но мы активно работаем над этим. Почему именно кино? В России его любят. Кино говорит о нашей жизни и проблемах. Плюс можно показать и документальные фильмы. В этой сфере особенно много есть что сказать. Вы знаете, что «Оскар» этого года получил шведский режиссер Малик Бенджеллуль за документальный фильм «В поисках сахарного человека».

Мы хотели бы в России сделать проект о роли семьи в Швеции, о равноправии. Не просто рассказать, как мы отлично живем. Мы хотим показать, как мы решили несколько проблем нашей страны при помощи различных институтов, и открыть дискуссию. Мы — Россия и Швеция — можем учиться друг у друга.

О сложностях работы в России

— В России надо знать, с кем говорить. Иерархия в Швеции не так выстроена. Ты можешь общаться и начинать сотрудничество практически с любым человеком в организации. В России надо найти человека, который принимает решения. Это другая реальность. И к ней надо адаптироваться. Мы уважаем это. Но иногда шведы нетерпеливы.

Плюс Россия огромная страна. И когда в Стокгольме — 12 часов, в Тюмени — уже 17 часов. Это тоже вызывает сложности.

О московской городской среде

— В мае 2012 года наш министр культуры Лена Адельсон Лильерот, которая в Швеции ездит на работу на велосипеде, приезжала в Москву. Ее поразило движение. Она поняла, что здесь сложно жить. Видно, что в Москве растет богатство, все больше людей имеют две или три машины, но улицы не могут расти такими темпами. Москва могла бы быть одним из самых лучших в мире городов для жизни. Здесь много культурных заведений, магазинов, ресторанов, много зелени, есть река, парки. Но движение… Ты не можешь ничего планировать. И плохая экология. Дышишь гадостью. Или, например, Москва-Сити. Люди боятся туда ехать, это страшно, потому что ты можешь оттуда не выехать. Московское движение вызывает не самые красивые чувства. Этот вопрос надо решать.

В Швеции в Стокгольме и Гетеборге мы начали эксперимент с платным въездом в центр. Люди сначала говорили, что это не демократично. Но затем одобрили. Машина разрушает среду. Это огромная металлическая банка. А деньги от платного въезда в центр мы потратим на парк, или на строительство дорог в северной Швеции.

О Парке Горького

— Я живу недалеко от Парка Горького. Объективно в парке делают замечательную работу. Это курс на европеизацию. Но иногда там слишком много Европы, много iPad, iPhone, люди ими пользуются, даже когда едут на роликах. Но в любом случае в парке релаксируют. Нет машин, не так шумно. Много кафе. Есть бесплатные спектакли, река, здесь очень добрая атмосфера.

О шведских парадоксах и наивности

— У нас политики стремятся жить нормальной жизнью и хотят, чтобы люди имели доступ к ним. Традиция для политиков — обходиться без телохранителей. Наш премьер Олаф Пальме обходился без телохранителей. И его убили. Была убита министр иностранных дел Анна Линд — в магазине. Она тоже была без охраны. После этого самые важные политики стали ходить с охраной. Были случаи, когда в министра и короля швыряли тортом.

Но к политикам по-прежнему может подойти любой, задать вопрос и обратиться на «ты». Мы в Швеции «вы» больше не используем почти. Люди думают, и в России, что мы очень наивные. Но мы хотим быть открытым обществом. Правда, иногда это не работает.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию