16+
Воскресенье, 20 октября 2019
  • BRENT $ 59.30 / ₽ 3781
  • RTS1355.27
29 марта 2013, 14:12 ОбществоПолитика
Спецпроект: Месяц Швеции

Шведы предпочитают отдыхать в секретных местах

Лента новостей

Руководитель российского офиса VisitSweden Александр Панко рассказал BFM.ru о том, где предпочитают отдыхать шведы, а также поведал, сколько тратят на отдых в Швеции россияне

Фото: Image Bank Sweden
Фото: Image Bank Sweden

Пока российские власти на высшем уровне совещаются, нужны ли российским отелям «звезды», шведские — передают решение вопросов на региональный уровень, чем стимулируют бизнес развивать индустрию гостеприимства. Бизнес отвечает взаимностью.

Читайте также: Правительство хочет оставить туристов родине

О пользе децентрализации для туристической отрасли рассказал в интервью BFM.ru руководитель российского офиса VisitSweden Александр Панко. Русские, кстати, тратят на отдых в Швеции больше, чем европейские соседи.

— Какое место занимает туризм в экономике Швеции?

— Это сейчас самая динамично развивающая отрасль экономики Швеции. И она, по своим объемам превышает доходы от экспорта металла и автомобилей. Туризм — одна из самых интересных отраслей для шведской экономики сегодня. Туризм составляет 2,86 % от ВНП Швеции, годовой оборот отрасли — 251,7 миллиардов шведских крон ($38 млрд), в отрасли работают 160 тысяч человек. Сейчас идет системная работа над новой стратегией по двукратному увеличению турпотока к 2020 году. Шведский бизнес отличается тем, что нет такого, вспрыгнули на коня, шашками помахали и поскакали. Все постепенно, все планируется, потихоньку двигается.

— Что представляет из себя туристическая отрасль в Швеции с точки зрения бизнес-модели?

— Во-первых, четко развивается кластерная модель туризма в регионах. Определяются ключевые туристические точки привлечения внимания, вокруг них строится государственно-частное партнерство, когда участвуют государство, местные коммуны и те, кто имеет конкретный продукт - это могут быть десятки, сотни мелких партнеров. Создается структура, которая занимается развитием региона. Иногда это может быть на 100% государственная компания, точнее, принадлежащая городу. Иногда она частично принадлежит городу/государству. Мы, VisitSweden, принадлежим федеральному министерству промышленности и экономики на 50%. Вторые 50% — это шведская туристическая отрасль — ассоциация из нескольких сотен туристических компаний.

— Как государство участвует в управлении отраслью?

— Никак не участвует, никак не контролирует (за исключением финансовой отчетности по использованию денежных средств). У государства есть концепция развития туризма. Дальше создается в каждом регионе организация, которая частично принадлежит государству. Государство финансирует её с помощью прямых инвестиций. Инвестиции зависят от того, сколько вкладывает частный сектор. Развитие инфраструктуры – вторая составляющая туризма в Швеции — лежит полностью на частном бизнесе.

Есть планы по строительству новых отелей, увеличения количества «кроватемест», но с финансовым участием государства в развитии инфраструктуры я не сталкивался. В Швеции очень большая степень доверия к бизнесу, много полномочий у сотрудников, менеджеров… Нет такого, что кто-то один контролирует и всем говорит, что делать. Выделяется основное направление, например: «Мы должны увеличить туристический поток к 2020 в два раза». Для этого нам нужно увеличивать количество отелей и так далее, развивать и делать более экспортоориентированные регионы, нужно выбрать темы, которые для Швеции на мировом уровне будут привлекать внимание: дизайн, гастрономия, красивая природа.

— Кто учит шведов быть гостеприимными?

— Помимо того строительства отелей и вложения средств, нужно еще уметь принимать туристов. Мы создали дочернюю структуру, которая занимается консалтингом регионов: как им быть экспортоориентированными, как работать с туристами. У нас даже есть тест, который компания может пройти, чтобы понять, насколько она готова к работе на международных рынках. Потому что, когда на курорт приезжают туристы только из Швеции и Дании, а хочется работать с русскими, но ты не видишь ни слова по-английски, система онлайн-бронирования только по-шведски, возникает вопрос, как они будут развивать туризм?

Сначала нужно решить внутренние вопросы. Сейчас у вас 100 иностранных туристов, когда у вас будет 1000, сможете ли вы их принять? Это третье направление — консультировать как регион в целом, так и крупные компании (парки тематические, курорты, отели), как им быть готовыми к международному туризму. Мы проводим периодически семинары о том, как работать с Россией, с туроператорами.

— Планируете ли Вы увеличивать поток туристов именно из России?

— Мы планируем увеличивать поток туристов из всех стран в равных долях. Понятно, что первый приоритет — Норвегия, Дания, Финляндия за счет географической близости, оттуда уже приезжает несколько миллионов туристов в год. Россия интересна как потенциальный рынок. В России хорошо с экономической ситуацией, средний класс растет. Кстати, русские тратят больше всех. Примерно 120-130 евро в сутки. Приезжают на 7-14 дней. Норвежцы и остальные — на несколько дней. Голландцы любят приезжать надолго. У них очень популярен кемпинг, когда они приезжают в домах на колесах.

Русские проводят в Швеции около 200 тысяч ночей. Россия сейчас на 10-м месте по приезжающим туристам. В январе были на 4-м, но это связано с новогодними праздниками. На первом месте Дания, Норвегия, Германия. Рост туристического потока из России — 12% в год, и показатели позитивные. Идет стабильный рост каждый год, нет скачков. В кризисе был немного провал, но эта статистика не учитывает огромное количество тех, кто приезжает с круизами. Это десятки тысяч людей точно, возможно, даже сотни тысяч.

— Популярен ли в Швеции внутренний туризм?

— Процент внутреннего туризма в Швеции очень высок. Шведы уходят в отпуск в июле от 4 до 6 недель. Завод Volvo официально прекращает сборку автомобилей. Они отдыхают в Швеции, очень любят свою страну.

— Из ста шведских отпускников сколько останутся отдыхать в Швеции?

— В июле — сто. А дальше, поскольку у нас климат похожий, шведы тоже любят путешествовать в теплые страны. Сейчас многие ездят в Таиланд, до этого была популярна Майорка, но это зимой. Еще популярны спортивные каникулы - в феврале это чаще всего горные лыжи. Чтобы избежать столпотворения на курортах, у нас придумали так: в первую неделю февраля — официальные школьные каникулы у южной части Швеции; вторая неделя — каникулы у средней части. Третья неделя — официальные каникулы у северной части страны. У шведов в приоритете семейный отдых.

— Что в Швеции сделали, чтобы оставить себе своих туристов, как привлекать иностранцев в Россию?

— Эта кластерная структура занимается развитием туризма не только для туристов из-за рубежа, но для самих шведов, в первую очередь. Шаг в сторону других стран делаем мы — VisitSweden. У нас 12 приоритетных стран, среди них Россия и Китай. Первое, что сделало государство — создало эту систему — локальные организации, которые отвечают за развитие туризма в регионе. Второе — очень хорошее транспортное сообщение в стране: авиасообщение, поезда и дороги. Это очень важный фактор. И безопасность. Это тоже немаловажно.

— Что выгоднее: привлекать туристов издалека на неделю или обеспечивать досуг транзитным туристам?

— Для гостей из Финляндии, через которую огромным трафиком едут в Стокгольм, важно этого человека удержать, чтобы он остался на 1-2 ночи. Для голландцев, которые приезжают в своих домах на колесах, важнее уговорить их тратить больше, потому что они везут все с собой. Но это задача не уровня государства, это задача туристического региона, который думает, как улучшить ситуацию. Например, видим небольшое снижение потока из Дании, мы говорим, подумайте, что будет через 10 лет? Снизится в Европе ситуация, чем вы будете заменять? Наверно, надо начать в России работать…

— С информационной точки зрения, как вы пропагандируете туризм в Швеции?

— Во-первых, в Швеции самое большое количество журналов и газет на душу населения. Нация читает безумное количество периодики. У нас есть несколько медийных ресурсов: журналы, есть сайт, блоги собственные, мы много работаем с журналистами, с телеканалами, блогерами — отправляем их в туры, они уже рассказывают свои истории. У нас нет цели загнать все ресурсы в одно место. Этого и не нужно.

Нет централизации. Лучше мы будем работать со всеми от «Первого канала», до отдельного фэшн-блогера, рассказывая каждому то, что интересно именно его аудитории, чем эти силы мы потратим на выход одной брошюрки или сайта. Очень много журналов, программ про путешествия и так далее. Опять же, организации, которые занимаются развитием туризма в регионе, несут информационную функцию — рассказывают, например, о туризме вокруг какого-то конкретного озера. А есть еще организации, которые развитием активного, например, туризма и работают со всей Швецией, но это чаще частное партнерство, государственные деньги они получают только грантами. Во-вторых, у шведов популярны «свои секретные места», о которых они никому не рассказывают, каждый находит себе какое-то озеро, остров, отель, ресторанчик — это личное уже, часть культуры.

— Что вы предложите российским туристам, раз Швеция — это не обязательно Стокгольм?

— Если это зима, то с середины декабря по 1 мая горнолыжный сезон, самое популярное место Оре. Он очень популярен у норвежцев, многие питерцы туда на своих машинах направляются. Регион Даларна тоже зимой очень популярен, здесь живет шведский Дед Мороз, здесь много горнолыжных курортов, они семейные. Все продумано до мелочей: одна точка сбора, подъемник на самый верх, дальше взрослые дети спускаются по черным трассам, папа с маленькими детьми может спускаться по зеленой, мама может прыгать на трамплинах, и все в одном месте встречаются и идут в ресторан.

Летом это регион Эстергётланд, где находится самый большой под открытым небом зоопарк в Скандинавии. Вы садитесь на канатный фуникулер и над зоопарком 25 минут вы едете и смотрите вниз. Многие добираются до Гетеборга, второго по величине города Швеции, центра всех морепродуктов. Здесь очень популярен гастрономический туризм. Зимой еще горные лыжи на севере страны, путешествие в Лапландию. Но это более дорогой сегмент. Здесь, например, находится ледяной отель, а горнолыжные туры предусмотрены с вертолетными забросками.

— Что вы предлагаете тем, кто в Швеции ненадолго: свободный вечер в командировке, на одну ночь приплыл на пароме или летит с пересадкой через Стокгольм?

— В Стокгольме, Гетеборге колоссальное количество того, что можно делать: в музеи ходить, в рестораны. Все зависит еще от сезона. В хорошую погоду есть, чем ночью заняться: можно пойти в фототур по ночному Стокгольму, вы можете узнать какие-то секреты фотографии. Есть ночной тур на байдарках. Ночных клубов огромное количество. Только надо заранее все планировать. Если в субботу вечером вы захотите пойти в мишленовский ресторан, будет сложно, потому что люди бронировали за неделю, особенно, если у вас компания.

VisitSweden — это официальное агентство, представляющее бренд Швеции на международных рынках и отвечающее за продвижение страны как направления для туризма и путешествий. Агентство VisitSweden основано в 1995 году на базе Шведского совета по туризму. Компания в равных долях принадлежит государству и шведской туристической отрасли. Ежегодный оборот агентства составляет 196,7 миллиона шведских крон. Компанию представляют более 60 сотрудников в 13 офисах по всему миру.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию