16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.97 / ₽ 8105
  • RTS1178.69
8 июня 2009, 11:54

Приезжие сельхозбригады парализованы

Лента новостей

Правительство России ограничило пятью днями срок временного ввоза сельхозтехники на территорию РФ. Цель — пресечь деятельность нелегальных сельхозбригад из Турции и Польши и в очередной раз поддержать отечественное машиностроение

Комбайны теперь можно временно ввозит лишь на несколько дней. Фото: PhotoXPress
Комбайны теперь можно временно ввозит лишь на несколько дней. Фото: PhotoXPress

До этого года сельхозтехнику можно было «временно», то есть без уплаты пошлин и НДС, ввозить в Россию на любое время. Как говорят, в 90-х это было сделано в интересах зарубежных производителей сельхозтехники, чтобы они могил без лишних расходов завозить сюда выставочные экспонаты.

По оценке «Союзагромаша», для выставок в Россию в последние годы ввозилось ежегодно до 100 образцов техники, в среднем — 40-60 штук. Всего же ежегодно «временно» пребывало до 500 комбайнов, что составляет около 15% от совокупного спроса на эту технику. Таким образом, подавляющее их большинство завозили иностранные бригады сборщиков урожая. Именно против них и направлено нынешнее ужесточение режима временного ввоза.

Как пояснил BFM.ru Максим Шорохов, пресс-секретарь «Союзагромаша», выступившего одним из основных лоббистов введения ограничения, более половины иностранных рабочих по «облегченной схеме» прибывало из Турции через новороссийский порт, не менее значительное количество — из Польши. Речь при этом шла о сотнях бригад.

По оценке крупнейшего российского производителя сельхозтехники «Ростсельмаш», в сезон сбора урожая в РФ приезжало 200 — 250 турецких бригад ежегодно. Уборочные бригады находились в России с июля по октябрь, начинали уборку с южных районов и постепенно перемещались на север, доходя до Воронежской области.

«Агрокомпании пользовались услугами иностранных бригад, не выплачивая налоги и таможенные пошлины, — поясняет Шорохов. — Это был целиком теневой бизнес. Помимо того, что машины заходили на территорию России без уплаты таможенных сборов, расплачивались с иностранными бригадами собранным зерном».

Нередко техника, задекларированная по режиму «временного ввоза», затем продавалась в России. В «Союзагромаше», к примеру, описывают такую схему: в стране создавались подставные фирмы-однодневки, на которые регистрировались ввезенные «временно» комбайны, а затем фирмы исчезали, а вместе с ними и техника.

Таким образом, по оценке «Союзагромаша», ежегодный ущерб бюджету России от временного ввоза комбайнов составлял до 1 млрд рублей (в эту сумму входят непоступившие таможенные платежи, НДС и ряд других налогов). Однако, как считают в ассоциации, более всего от деятельности иностранных рабочих страдали машинно-технологические станции (МТС, предприятия, закупающие технику и реализующие услугу по уборке урожая), поддерживаемые государством и региональными властями.

«Союзагромаш» лоббировал введение ограничения на поставки комбайнов по режиму «временного ввоза» до 30 календарных дней. Этот срок позволил бы привозить в Россию машины на выставки и демонстрационные показы, и исключил широкое их использование на уборке, но при этом стимулировал бы спрос на услуги отечественных МТС. Но правительство в результате решило ограничить «временный ввоз» пятью днями, тем самым, по сути, нанеся удар по иностранным производителям, привозившим на выставки свою технику и оказав услугу отечественным производителям.

Стоит учесть, что с 2005 года рынок сельхозтехники рос впечатляющими темпами — до 50% ежегодно, но этот праздник обходил стороной российских производителей. В 2008 году объем рынка достиг 5 млрд долларов, но на долю отечественных компаний («Ростсельмаша», Петербургского тракторного завода, Красноярского завода комбайнов и др.) — приходилось лишь 1,6 млрд долларов, то есть чуть более трети. Остальное зарабатывали поставщики из Германии, США и Белоруссии.

Изменится ли ситуация теперь? Официальный представитель «Ростсельмаша» Татьяна Закаблукова в интервью BFM.ru подтвердила, что введенная мера, действительно, теоретически может способствовать увеличению общего спроса на 400—500 комбайнов, но активность на рынке невысока, и реальный дополнительный спрос на сельхозтехнику может достичь уровня 200 штук.

Возможно также, что спрос вырастет не на собственно технику, а на услуги МТС или временную рабочую силу. «Так как турки въезжали через Новороссийск, то и дополнительный спрос может вырасти в Южном федеральном округе, преимущественно в Краснодарском крае. Наиболее вероятны рост спроса на услуги краснодарских МТС», — полагает эксперт.

В однозначном проигрыше оказались российские агропромышленные компании, которые пользовались услугами зарубежных производителей техники. Генеральный директор компании «АГРО-Инвест» Игорь Смолькин в интервью BFM.ru отметил, что его компания ежегодно при подготовке к уборочным работам проводит тендеры на заключение договоров, в том числе и с производителями комбайнов – как российскими, так и зарубежными. «К сожалению, для Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования АПК «Союзагромаш», мы можем прямо заявить, что качество уборки и производительность российских комбайнов значительно ниже в сравнении с образцами зарубежных производителей. Мы прекрасно понимаем, что в условиях кризиса нам необходимо поддерживать отечественного производителя, спасать свои заводы, но цена такой поддержки может иметь серьёзные негативные последствия для страны. А именно — мы можем потерять конкурентные позиции как на мировом зерновом рынке, так и на рынках других сельхозтоваров», — говорит он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию