Польша усомнилась в новых инициативах «Газпрома»
Лента новостей
Правительство Польши с настороженностью встретило планы «Газпрома» по строительству второй ветки газопровода «Ямал-Европа-2». Эксперты также считают, что очередная труба газовой монополии просто не нужна
Польские власти без энтузиазма восприняли инициативу президента России Владимира Путина о строительстве второй нитки газопровода «Ямал-Европа». По словам министра финансов Польши Миколая Будзановского, задумка представляется сомнительной с учетом новых проектов в области транспортировки газа.
«Никто, кроме польской фирмы и польского правительства, не может принимать решения о пересылке через польскую территорию. Поэтому мы деликатно отмечаем, что ни по каким подсказкам от кого-либо, а тем более от «Газпрома», на этот счет мы не будем строить новую сеть транспортировки газа в Польшу или ЕС», — заявил он.
Более сдержанную позицию озвучил вице-премьер, министр экономики Януш Пехочиньский. По его мнению, инициатива России может заинтересовать Польшу, но властям страны необходима дополнительная информация. «Если бы мы вернулись к транзитному строительству газопровода на линии восток-запад, то Польша должна выразить большую заинтересованность, потому что мы бы смогли зарабатывать на транзите», — отметил он.
Напомним, в среду Владимир Путин поручил «Газпрому» вернуться к проработке проекта газопровода «Ямал-Европа-2» для повышения надежности поставок в страны Восточной Европы. «Мы в связи с «Северным потоком» и «Южным потоком» фактически отказались от проекта Ямал-Европа-2. По «Южному потоку» мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту «Ямал-Европа-2», — сказал глава государства на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.
«Газпром» образован в 1989 году. Бенефициаром компании является государство, контролирующее через Росимущество, «Роснефтегаз» и ВЭБ 51% акций монополиста. «Газпром» является крупнейшей газовой компанией в мире. Запасы составляют около 33,3 трлн куб метров. По итогам девяти месяцев 2012 года, выручка компании составила 3,351 трлн рублей, чистая прибыль — 813,7 млрд рублей.
Топ-менеджер в ответ подчеркнул, что варианты строительства нового трубопровода уже прорабатываются. «Транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу Ямал — Европа-1 является самым экономически эффективным», — уточнил Миллер. По его оценкам, мощность нового трубопровода может составить около 15 млрд куб м.
Отметим, мощность нынешнего трубопровода оценивается в 33 млрд кубометров газа. Общая длина газопровода «Ямал-Европа» составляет более 2 тысяч километров. Труба проходит по территории Белоруссии и Польши и заканчивается в Германии. При этом белорусский участок трубы находится полностью в собственности «Газпрома».
Переговоры о строительстве второй ветки «Ямал-Европа» идут уже несколько лет, но до сих пор не привели ни к какому результату. Главным лоббистом это инициативы является президент Белоруссии Александр Лукашенко, который предлагал проект в качестве альтернативы «Северному потоку». Однако Белоруссия на тот момент еще не входила в Таможенный союз, газотранспортная система страны не полностью принадлежала «Газпрому» и монополия все-таки сделала ставку на «Северный поток».
С учетом этого трубопровода общая мощность российских каналов по поставкам газа в Европу составляет более 250 млр куб. м. Помимо второй ветки «Ямал-Европа», в планах «Газпрома» строительство еще одной ветки «Северного потока» и строительство «Южного потока». В случае реализации всех этих проектов, мощность газопроводов вырастет до 350 млрд куб. м. Для сравнении, в 2012 году «Газпром» экспортировал в Европу только 138 млрд куб. метров газа, то есть, почти втрое меньше.
Кроме «Северного потока», у «Газпрома» недозагружены практически все трубы, констатирует аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин. «Строительство еще одного газопровода потребует еще 4-5 млрд долларов инвестиций, но сроки их окупаемости туманны. Причины для строительства лежат не в экономической, а скорее в политической плоскости», — считает эксперт.
Вероятно, конечной целью является полное обнуление украинской ГТС для экспорта российского газа. В январе прошлого года Алексей Миллер на вопрос о том, каково место украинских трубопроводов, с учетом строительства «Южного потока», ответил: «Это полностью зависит от той роли, которую отводит газотранспортной системе сама украинская сторона. Если, как можно услышать на Украине, ГТС — это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее».