16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
31 мая 2013, 21:13 Авто

«Повышение тарифов на падающем рынке — не очень хорошая история»

Лента новостей

На завершившемся в Сочи VIII Международном железнодорожном форуме «Стратегическое партнерство 1520» обсуждалось будущее национального перевозчика. Но основная дискуссия развернулась вокруг принципов формирования долгосрочных тарифов

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. Фото: ИТАР-ТАСС
Старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов. Фото: ИТАР-ТАСС

Принцип формирования долгосрочных тарифов — одна из самых обсуждаемых тем VIII Международного железнодорожного форума «Стратегическое партнерство 1520», который завершился в Сочи. Своим мнением по этой проблеме с BFM.ru поделился старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.

— РЖД имеет восьмилетнюю инвестиционную программу, разработанную еще в 2012 году. Из каких источников она финансируется и какую роль в ней играет долгосрочное тарифное регулирование?

— Инвестпрограмма по источникам финансирования делится на три части. Первая — собственные средства компании, которыми можно профинансировать проекты со сроком окупаемости до 15 лет, и мы привлекаем заемные средства в соотношении долг к EBITDA на уровне не больше 2,5 исходя из тех рекомендаций, которые дают рейтинговые агентства.

Принято решение, и правительство нас поддержало о выпуске инфраструктурных облигаций — это сверхдлинные бумаги до 30 лет по ставке инфляции плюс один, и Пенсионный фонд полностью выкупает эти бумаги. Это позволило расширить спектр окупаемых проектов.

Но есть проекты со сроком окупаемости более 30 лет, это, в первую очередь проекты развития Сибири и Дальнего Востока, которые были не окупаемые. Мы смогли добиться решения о финансировании такого рода проектов из бюджета. 2 апреля, как известно, Дмитрий Медведев в Якутске принял решение о взносе в уставный капитал 260 млрд рублей для финансирования участков БАМа и Транссиба — это существенная поддержка со стороны правительства. В результате этого все три части инвестиционной программы получили свое финансирование. А долгосрочный тариф дает понимание того, что денег хватает не только на покрытие операционной деятельности, но остается некоторая прибыль на развитие.

— С Вашей точки зрения должны ли только грузоотправители через тариф вкладывать те средства, которые необходимы для реализации инвестпрограммы?

— Конечно, на падающем рынке повышение тарифов — не очень хорошая история. Когда темпы экономического роста замедляются, перекладывать финансирование инфраструктуры на грузоотправителей — не совсем правильно. Мировой опыт показывает, что в большинстве европейских стран государство субсидирует часть тарифа за использование инфраструктуры. Я думаю, что такой механизм сейчас актуален, но все упирается в отсутствие денег в бюджете. Мы это понимает, но все равно считаем, что приоритетные инфраструктурные проекты, которые могут активизировать экономику, должны поддерживаться правительством.

— Самая острая дискуссия на форуме велась именно вокруг долгосрочных тарифов. С одной стороны, операторы, особенно на падающем рынке, свою часть тарифа снижать не могут — это их какая-то минимальная прибыль. С другой — ту часть тарифа, которая идет на покрытие операционной деятельности, тоже нецелесообразно повышать. Не очень понятно, как найти баланс?

— С учетом мирового опыта должна быть общая концепция долгосрочного тарифа с фиксированной стоимостью за перевозку, а какая часть должна финансироваться государством, а какая — перекладываться на грузоотправителя, должно определять правительство ежегодно, исходя из общей конъюнктуры.

— Какова конъюнктура на данный момент?

Сейчас ситуация не очень хорошая, поэтому звучали слова о том, что тариф не должен быть инфляция плюс, а должен быть инфляция минус. Но и в такой момент всё равно кто-то должен заплатить за развитие инфраструктуры. Возможно, в этом должны участвовать все три стороны. РЖД должно повышать эффективность и сокращать издержки. Какую-то нагрузку должны взять на себя грузоотправители, поскольку они поедут по этой инфраструктуре. Даже если сейчас спад, через 3-4 года будет подъем, а проект за год не построишь. И третья часть — это государственная поддержка.

— Ситуация сложная. У государства сейчас денег нет. В отраслях некоторый спад, падение цен, и у грузоотправителей тоже денег нет, о чем и говорилось на дискуссии. Одно лишь сокращение издержек РЖД ситуацию не спасет.

— Мне кажется, что возникло понимание, что все должны что-то положить в «общий котел», тогда это будет работать.

— Форум помог наметить какие-то компромиссные решения?

— Дискуссия показала, что нет сейчас более актуального вопроса, чем долгосрочное тарифное регулирование. Состав участников — крупнейшие грузоотправители, представители федеральных органов власти, консультанты ведущих мировых агентств, представители инвестиционных банков — очень серьезно продвинули дискуссию по долгосрочным тарифам. По результатам этой дискуссии и с учетом тех замечаний, которые были высказаны, Минэкономразвития и Федеральная служба по тарифам подготовят уточненные документы, которые отправят в правительство.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию