16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 87.98 / ₽ 8106
  • RTS1178.69
20 июня 2013, 17:23 Общество

Мосгорсуд оставил студентку Лоткову в тюрьме

Лента новостей

Мосгорсуд оставил в силе приговор, вынесенный студентке университета им. Плеханова Александре Лотковой. Она пустила в ход травматический пистолет, чтобы защитить себя и друзей, ввязавшихся в драку на станции метро «Цветной бульвар». Ранее ее приговорили к трем годам лишения свободы

Студентка академии им. Плеханова Александра Лоткова, обвиняемая в стрельбе из травматики на станции метро «Цветной бульвар», во время заседания с применением комплекса видеоконференцсвязи в Тверском суде. Фото: ИТАР-ТАСС
Студентка академии им. Плеханова Александра Лоткова, обвиняемая в стрельбе из травматики на станции метро «Цветной бульвар», во время заседания с применением комплекса видеоконференцсвязи в Тверском суде. Фото: ИТАР-ТАСС

Сегодня защита Александры Лотковой попыталась убедить вышестоящий суд, что действия девушки на станции метро «Цветной бульвар», когда она применила травматику во время драки, были необходимой обороной. Они требовали ее оправдания. Однако в Мосгорсуде ее адвокатам не поверили.

Зал суда, где рассматривалась апелляционная жалоба осужденной и ее защитников, был забит до отказа. Сама 21-летняя осужденная принимала участие в заседании с помощью телеконференцсвязи, установленной между СИЗО и судом. Представившись и сообщив, что она является студенткой третьего курса факультета политологии и права университета им. Плеханова, она села на скамейку, дав слово своим адвокатам. Заседание заняло в общей сложности почти семь часов.

Инцидент, который привел студентку на скамью подсудимых, произошел в ночь на 26 мая 2012 года на станции метро «Цветной бульвар». Девушка несколько раз выстрелила из травматического пистолета в двух молодых людей — 22-летнего Ивана Белоусова и 24-летнего Ибрагима Курбанова. Первый получил проникающее ранение в грудь и попал в НИИ им. Склифософского. Второму пуля попала в живот, и его отвезли в Боткинскую больницу. Лотковой предъявили обвинение в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ). На время следствия и суда ее поместили под домашний арест.

В ходе судебного процесса в Тверском суде Москвы Лоткова вину не признала. Она утверждала, что действовала в целях самообороны, пытаясь защитить себя и своих друзей от агрессивно настроенных пьяных молодых людей, один из которых пустил в ход нож.

По версии Лотковой, 25 мая она встретилась в кафе с подругой Еленой Ковальчук. Зная, что домой она будет возвращаться поздно, Лоткова захватила с собой травматический пистолет. Оружие девушка приобрела после того, как на нее напали во дворе дома, когда она была еще подростком. Тогда ей никто не помог. Поэтому, дождавшись совершеннолетия, она купила травматику.

Сидя в кафе, девушки созвонилась со своей знакомой Анной Зайцевой. Оказалось, что та находится неподалеку в другом кафе вместе с друзьями — Дмитрием Хворостовым, Дмитрием Белозеровым и Павлом Гришиным. Компании решили объединиться, а в половине первого ночи молодые люди решили отправиться по домам и стали спускаться в метро «Цветной бульвар». Там и случился конфликт.

На эскалаторе к ребятам пристали двое — как выяснилось впоследствии, это были Иван Белоусов и Ибрагим Курбанов. Последний обратил внимание на то, что у Дмитрия Белозерова на поясе висит туристический нож-топорик. Курбанов решил его отнять. Завладев оружием, он стал удаляться по платформе метро. Однако молодые люди догнали Курбанова и попытались вернуть нож. Завязалась драка, в ходе которой Александра Лоткова и пустила в ход пистолет.

Девушка уверяла, что перед этим она сделала предупредительный выстрел в воздух, и стала стрелять после того, как разъярившийся Курбанов набросился на нее и на ее друзей с ножом (это был его собственный нож, а не нож-топорик, который он отнял и впоследствии отбросил в сторону — BFM.ru) с криками «Сейчас всех убью». При этом Курбанов уже успел поранить Дмитрия Хворостова.

А был ли нож?

Однако суд счел, что поскольку нож не был приобщен к числу вещественных доказательств, значит, его не было.

Примечательно, что судил девушку судья Тверского суда Алексей Криворучко, включенный в так называемый «список Магнитского».

20 марта 2012 года судья нашел вину Лотковой доказанной и отправил на 3 года в колонию, арестовав в зале суда. В приговоре он отметил, что действия подсудимой «носили яркий антисоциальный, дерзкий, агрессивный и опасный характер», а третий выстрел в Белоусова она сделала практически в упор, когда потерпевший уже лежал на полу.

Позже в суде объяснили жесткость вынесенного Лотковой приговора и тем, что девушка не сообщила в органы внутренних дел о том, что воспользовалась травматическим орудием, не выдала его следователям при обыске в квартире, и скрылась с места происшествия.

Читайте также: Студентка Александра Лоткова проведет три года в заключении

В суде второй инстанции адвокаты Лотковой Алексей Паршин и Ярослав Пакулин просили отменить приговор, оправдать их подзащитную и освободить ее из-под стражи.

Они ходатайствовали о допросе очевидцев случившегося, ссылаясь на то, что их показания в протоколе судебного заседания были зафиксированы неполно и неточно. Так, защитники просили вызвать для допроса Дмитрия Хворостова. «Хворостов описывал нож, которым ему нанесли ранения, говорил о том, что нападавший сопровождал все матерными криками, говорил о своем состоянии, но это не пошло в протокол», — объяснил просьбу Алексей Паршин.

Однако судебная коллегия Мосгорсуда по уголовным делам не нашла оснований для повторного допроса свидетелей.

В тройке судей председательствовала судья Ирина Колесникова, которая в свое время вела первый процесс по уголовному делу экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. Многие ходатайства защитников она отклонила.

Адвокат Ярослав Пакулин настаивал на том, что существовала реальная угроза жизни и здоровью его подзащитной, ведь Курбанов и Белоусов выкрикивали угрозы в адрес Лотковой и ее спутников и продолжали избивать Дмитрия Хворостова на глазах у сотрудника полиции, который «долгое время просто стоял и не вмешивался в драку».

Адвокат: «У нее была возможность выпустить всю обойму — еще 10 патронов»

По просьбе прокурора в Мосгорсуде были озвучены показания сотрудника ОВД на Московском метрополитене Сергея Шаркова. Тот заявил, что никакого ножа у дерущихся он не видел, однако стоящие рядом девушки что-то кричали про нож.

«Если бы не было ножа, какой смысл был кричать: «Нож, нож, задержите этого человека! — привел контраргумент Алексей Паршин. — тот факт, что у Курбанова не нашли ножа — не вина Лотковой».

Свидетеля Шаркова защитник упрекнул в предвзятости, сказав, что если бы он сознался, что видел нож, ему могли бы вменить халатность.

Паршин акцентировал внимание суда на том, что у Лотковой не было умысла на причинение тяжких телесных повреждений. По его словам, то, что девушка сделала предупреждающий выстрел в воздух, подтвердили двое пассажиров метро. «Лоткова знала, что травматический пистолет не предназначен для убийства и причинения тяжких телесных повреждений. Экспертиза это доказывает, — сказал Паршин, приобщив к материалам дела ответ на адвокатский запрос с завода-производителя пуль. — Лоткова действовала четко по инструкции. У нее реально была возможность выпустить всю обойму — еще 10 патронов, но она не стала этого делать».

Защитники отметили, что оба потерпевших находились в «значительной степени алкогольного опьянения». «Это подтверждает, что они не могли адекватно оценивать обстановку и вполне могли быть зачинщиками конфликта», — пришли они к выводу.

«Александра Лоткова воспользовалась правом на защиту своей личности, которое ей предоставило государство, — заявил Алексей Паршин в прениях сторон. — Такие поступки не должны наказываться, а напротив, поощряться». Адвокат просил оправдать девушку.

В свою очередь, прокурор Елена Девятьярова требовала оставить приговор в силе. «Все доводы защиты были проверены и подтверждения не нашли», — заявила она.

В пользу законности приговора высказался и представитель потерпевших Равиль Вафин. Он уверял, что реальной угрозы жизни и здоровью Лотковой никогда не существовало. «Ни один из незаинтересованных свидетелей - сотрудников "скорой" и полиции не заявил, что у Курбанова был нож», — подчеркнул он.

Адвокат опроверг доводы своих процессуальных противников о том, что Лоткова стреляла стандартными резиновыми пулями, не желая причинить серьезного вреда потерпевшим. «Адвокат Лотковой говорит о стандартной резиновой пуле, тогда откуда у моего подзащитного в легком металлический шарик?» — задал он вопрос и тут же сам дал на него ответ: «Следовательно, Лоткова в тот же день или заранее снарядила пистолет патроном с металлическим наконечником». Он добавил, что Ивана Белоусова оперировали больше четырёх часов, и теперь каждые три месяца он вынужден проходить обследование, а при выезде за границу получать справку о том, что у него в теле находится инородный предмет.

По мнению представителя потерпевших, если бы не поведение юношей из компании Лотковой, которые устроили на платформе драку, его клиенты спокойно сели бы на поезд и уехали.

Извинения и неподъемная сумма

Сама Александра Лоткова в суде просила прощения за случившееся. «Как и раньше, я раскаиваюсь в том, что произошло, что Ваня (Белоусов) попал в реанимацию, — сказала она. — Я прекрасно понимаю: центр Москвы, стрельба в метро. Но в тот день я так испугалась, что хотела защитить себя. Мною руководила никакая не личная неприязнь, а желание предотвратить более страшное».

Девушка сообщила, что потеряла мать и живет на пенсию по потере кормильца, и 750 тысяч рублей компенсации, которые ее обязал выплатить суд потерпевшим, для нее неподъемная сумма.

«Я понимаю — моральный вред, но моральный вред есть и у меня, а 400 тысяч потерпевший просит только в качестве расходов на адвоката. Я учусь и не в состоянии выплатить такую сумму», — сказала Лоткова.

Осужденная просила освободить ее для того, чтобы она могла закончить университет. «Я раскаиваюсь, я прошу отпустить меня домой», — сказала она, отметив, что довод про использование ею пули с металлическим наконечником ничем не подтвержден: «В деле нет ни одной справки. Он (Белоусов) может сказать все, что угодно».

Чтобы принять решение, тройке судей потребовался час. Они сочли приговор суда первой инстанции законным и обоснованным.

Покидая суд, адвокаты заявили, что не намерены сдаваться и будут добиваться отмены судебного акта, вплоть до Верховного суда.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию