16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.17 / ₽ 8215
  • RTS1179.85
25 июня 2013, 07:37 ФинансыКомпании

Сергей Толстогузов: «Якутия более солнечная, чем Краснодар»

Лента новостей

Глава РАО «ЭС Востока» Сергей Толстогузов рассказал о проблемах энергетики региона и почему Якутия — самое лучшее место для развития возобновляемой энергетики в России

Сергей Толстогузов. Фото: rao-esv.ru
Сергей Толстогузов. Фото: rao-esv.ru

На вопрос «О чем особенно хотите поговорить», Сергей Толстогузов, генеральный директор РАО «ЭС Востока», не задумываясь ответил: «Обо всем». Так интервью и прошло. За короткие пятнадцать минут топ-менеджер рассказал, что изменилось в компании после объединения с «РусГидро», сколько нужно для модернизации энергетики Дальнего Востока и почему руководство не ждет «взрывного роста капитализации».

— РАО «ЭС Востока» недавно вошло в состав «РусГидро». Как сложились отношения с новым акционером?
— Исторически сложилось, еще со времен РАО «ЕС России», что у энергетики Дальнего Востока есть целый ряд проблем. По сути, это не ценовая зона, где до сих пор тарифное регулирование, есть проблемы с возвратом инвестиций, изношенность оборудования, в которое долго ничего не вкладывалось… Поэтому, правительство приняло решение о внесении пакета РАО «ЭС Востока» в капитал нашего нынешнего акционера.
«РусГидро» обладает серьезнейшим инвестиционным и управленческим потенциалом, что позитивно и для РАО «ЭС Востока» и для всей энергетики Дальневосточного региона. Те задачи, которые ставились при реализации этого вопроса — решены. Взаимодействие налажено.

— До сделки у РАО «ЭС Востока» был крупный долг. Новый акционер помог решить эту проблему?
— Благодаря объединению компаний кредитный портфель РАО «ЭС Востока» стал частью портфеля «РусГидро». С точки зрения финансирования тех или иных проектов, связанных с внутригрупповыми займами у нас уже много отработанных решений, что позволило нам отказаться от внешнего кредитования.

— Сколько средств нужно для обновления производственной базы РАО «ЭС Востока»? Где эти средства можно найти?
— Сложный вопрос. В любом случае, энергетика должна подстраиваться под потребителей. Избыточных мощностей быть не должно. Почему? — потому что избыточные генерирующие и тепловые мощности придется содержать потребителю, что будет ненужным и тяжелым бременем для бизнеса. То есть развитие энергетики нужно рассматривать в связке с развитием дорог, железнодорожного транспорта и других инфраструктурных проектов.

— И все же, уточните порядок цифр.
— Сотни миллиардов рублей.

РАО «ЭС Востока» создано в результате реорганизации РАО «ЕЭС России». 63,9% акций компании контролирует группа «РусГидро». РАО «ЭС Востока» управляет государственными энергетическими активами на Дальнем Востоке. В состав холдинга входят «Камчатскэнерго», «Магаданэнерго», «Сахалинэнерго» и «Якутскэнерго». По итогам 2012 года выручка составила 142,1 млрд рублей, чистый убыток — 4,9 млрд рублей.

— Правительство ищет возможности развития Дальнего Востока. Какова роль вашей компании в подобных проектах?
— Последняя станция на Дальнем Востоке была построена 40 лет назад, а одна из наших площадок в прошлом году отмечала столетие. Энергетическая система региона изношена и требует инвестиций. Новая программа развития энергетики Дальнего Востока до 2025 года учитывает ограничения тарифного регулирования и не предусматривает превышение предельных тарифов для потребителей региона. Упор в программе в первую сделан на инфраструктуру, чтобы бизнес-сообщество впоследствии могло ее использовать для собственных проектов. В прошлом году была проведена докапитализация «РусГидро» на 50 млрд рублей, эти средства пойдут на строительство четырех станций, которые заменят уже устаревшие мощности.

— У вас значительная часть мощностей работает на мазуте и угле. На газ станции перевести интересно?
— Действительно, сейчас уголь и мазут доминируют в нашем топливном балансе. Как следствие, стоимость энергии, производимой на этих видах топлива — велика. Но, часть новых электростанций мы уже строим на газе. Например, ТЭЦ «Восточная», которую мы строим на собственные средства и средства Европейского банка реконструкции и развития.
С Сахалина на материк уже протянуты два газопровода. Первый — в сторону Хабаровска, и мы перевели на газ часть городских ТЭЦ города и станции соседнего Комсомольска. Также в 2011 году был завершен проект газопровода «Сахалин-Владивосток», в рамках которого газ пришел и в этот город. Сейчас полностью от угля отказывается Владивостокская ТЭЦ-2, находящаяся в черте города.

— Помимо станций, работающих на традиционных источниках энергии, у вас есть мощности, использующие возобновляемые источники. Как развивается этот проект?
— На мой взгляд, единственные регионы, где объекты возобновляемой энергетики, то есть работающие от солнца или ветра, могут окупиться в короткий срок, — это по сути изолированные энергосистемы, объекты локальной энергетики. То есть там, где нет электросетевого комплекса. Под коротким сроком, я понимаю горизонт четырех-шести лет, что для энергетики крайне положительный результат.
В этой плоскости у нас разработана серьезная программа с правительством Якутии. В регионе есть такие точки, куда мы топливо везем по два с половиной года. Это связано со сложной логистикой, особенностью навигационных периодов. В результате, конечная стоимость дизельного топлива после транспортных расходов становится достаточно высокой и превышает цену, по которой мы его купили, в два или даже три раза. Целью замещения дорогого дизеля и является возобновляемая энергия. Как это ни странно, но Якутия более солнечная, чем Краснодар. В ближайшие годы в Якутии мы планируем построить солнечную станцию мощностью 4 МВт.

— Кого из производителей зовете?
— Большой интерес к проектам у китайских, итальянских, французских производителей. Очень сильно заинтересованы японцы. Мы активно работаем с «Роснано».

—РАО «ЭС Востока» публичная компания, вы заинтересованы в росте капитализации?
— Конечно. И работаем над этим.

— Но инвесторы этого пока не чувствуют.
— Для компании, полностью работающей по тарифам, ожидать взрывного роста не приходится. Часть нашего бизнеса живет на дотации государства. Говорить о том, что это в какой-то миг станет привлекательно для инвестора — не приходится. Внутри ценовой зоны еще предстоит создать определенные условия взаимодействия, которые сделают ее интересной.

— Конвертация акций вашей компании в бумаги «РусГидро» не рассматривалась?
— Пока нет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию