16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.31 / ₽ 8215
  • RTS1157.49
5 августа 2013, 07:47 Компании

Давняя мечта «Транснефти» близка к осуществлению

Лента новостей

«Транснефть» сможет направлять доходы от основного бизнеса на развитие системы нефтепродуктопроводов. Эту идею поддержала и Федеральная служба по тарифам, и сами нефтяники

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Давняя мечта «Транснефти» близка к осуществлению. Нефтетранспортная монополия почти нашла возможность для развития своего бизнеса по транспортировке нефтепродуктов. «Из-за требований бухгалтерского учета мы не можем направлять доходы от транспортировки нефти на капитальный ремонт нефтепродуктопроводной сети. Сама система нефтепродуктопроводов находится в удручающем техническом состоянии. <…> Проблем много, их нужно решать, и если ничего не делать, через короткое время проблемы кратно увеличатся», — возмущался в конце мая президент монополии Николай Токарев в интервью Business FM.

Похоже, правительство топ-менеджера услышало. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) подготовила проект постановления правительства, который позволит компании включать расходы на развитие магистральных нефтепродуктопроводов в тарифы самой «Транснефти».

ОАО «Транснефть» образовано в 1993 году. 78,1% капитала компании в виде обыкновенных акций принадлежат государству. «Транснефть» является единственным в России и крупнейшим в мире оператором магистральных нефтепроводов. Общая длина нефтепроводов, составляет более 53 тысяч км, нефтепродуктопроводов — более 19 тысяч км. По итогам 2012 года выручка составила 732,3 млрд рублей, чистая прибыль — 180,5 млрд рублей.

Согласно опубликованному на сайте ведомства проекту, решение о включении и величине этих расходов в расчет тарифов может быть принято двумя путями: либо на уровне правительства, либо в соглашениях с самими нефтекомпаниями. При этом представители «Транснефти» утверждают, что сами нефтяники не против такой меры. Например, представители «Газпром нефти», управляющей Московским НПЗ, ранее заявляли о необходимости развития «керосинового кольца», которое соединяет все три столичных аэропорта. «Нефтедобывающая компания готова согласиться на повышенный тариф на прокачку нефти на свой завод в столице, при условии что «дополнительная плата» пойдет именно на развитие керосинового кольца», — поясняет представитель «Транснефти».

С представителем «Газпром нефти» связаться не удалось.

Предполагается подобную схему применять и к другим нефтяным компаниям. Источник в топливной отрасли отмечает, что ЛУКОЙЛ интересовался возможностями развития системы нефтепродуктопроводов в Поволжье, где компания владеет Волгоградским НПЗ. Южным направлением интересуется «Роснефть», где ей принадлежит Туапсинский НПЗ.

Представители «Транснефти» подчеркивают, что повышение тарифа будет касаться отдельных нефтяных компаний при использовании отдельных участков трубопроводов и об увеличении тарифа на прокачку нефти для всех речи не идет. За счет того, что подобная практика будет применяться избирательно, нефтетранспортная монополия также сможет избежать перекрестного субсидирования.

Именно этой угрозы — когда нефтяники с меньшим числом НПЗ будут оплачивать рост бизнеса конкурентов с более развитыми перерабатывающими дивизионами — и опасалась Федеральная монопольная служба (ФАС). Именно это ведомство долго блокировало предложение «Транснефти», которую поддерживали МЭР, ФСТ и Минэнерго.

Помимо возможности направлять на развитие системы магистральных нефтепродуктопроводов выручку от транспортировки нефти монополия надеется отменить еще одно законодательное ограничение: «отвязать» стоимость транспортировки по нефтепродуктопроводам от железнодорожного транспорта. Дело в том, что по законодательству тарифы на нефтепродуктопроводные услуги составляют 70% от железнодорожных. Такая мера принималась для создания искусственного конкурентного преимущества, но принесла асболютно обратный эффект. Из-за ограниченности тарифов «дочка» монополиста — «Транснефтепродукт» — неоднократно жаловалась на отсутствие средств на собственное развитие. «Железнодорожный и трубный транспорт — абсолютно разные виды бизнеса. Привязывать одно к другому крайне нелогично, и мы надеется эту связь «разорвать», — резюмирует представитель «Транснефти».

Ранее вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин заявлял, что для комфортной работы мощность системы магистральных нефтепродуктопроводов нужно расширить на 10 млн тонн. В этом году план прокачки по системе «Транснефтепродукта» составляет около 30 млн тонн , из которых на внутренний рынок пойдет около 10 млн тонн.

«Нефтяные компании сейчас продолжают активную программу по модернизации перерабатывающих заводов и предложение «Транснефти» выглядит весьма своевременным», — отмечает аналитик ИК «Атон» Елена Савчик.

Действующую программу модернизации российских НПЗ предполагается завершить к 2015 году. Однако уже сейчас около половины производимого в стране дизельного топлива и нафты отправляется на экспорт. Всего в прошлом году российские нефтяники выпустили около 70 мл тонн дизельного топлива и 12 млн тонн нафты. После завершения модернизации НПЗ эти объемы вырастут на 60-80%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию