16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
30 июня 2009, 14:03 Право

Грызлов предлагает спасти бюджет спиртом

Лента новостей

Премьер Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Госдумы, где поддержал предложение спикера Бориса Грызлова о введении государственной монополии на спирт. Но экономисты предлагают сначала посчитать деньги и вспомнить историю

Кадр из фильма Леонида Гайдая
Кадр из фильма Леонида Гайдая "Самогонщики", 1961 г.

В воскресенье, 28 июня, премьер-министр России Владимир Путин провел встречу с лидерами фракций Государственной Думы, где поддержал предложение председателя ГД Бориса Грызлова о введении государственной монополии на спирт. Экономисты сомневаются в необходимости такой меры, а эксперты рынка корят правительство за неумение считать и за «игру» в популизм.

Встреча заявлялась как завершение весенней рабочей сессии Думы, однако, основной темой обсуждения стала подготовка федерального бюджета на ближайшие три года.

Премьер Путин напомнил, что в мировой экономике, а вслед за ней и в российской, с приходом кризиса радикально изменилась ситуация. «Это требует от нас максимально выверенных и даже консервативных подходов к бюджетному планированию. Было бы опрометчиво рассчитывать на незапланированные «подарки» в виде быстрой смены экономической конъюнктуры или дополнительных бюджетных доходов из-за роста экспортных цен на традиционные виды наших экспортных товаров», — считает Владимир Путин.

Премьер-министр также подчеркнул, что сейчас необходимо постепенно выводить бюджетную политику из кризисного режима, а значит, восстанавливать нормальные макроэкономические параметры, сокращать дефицит, планомерно смещать акценты — от финансирования антикризисных мер к обычной структуре расходов с упором на выбранный путь инновационного развития.

«В последние годы федеральный бюджет получал доходы в среднем 23–24% ВВП. Это очень высокий показатель как для нашей экономики, так и для любой другой, для любой страны мира. При этом значительную долю составляли сверхдоходы от нефти и газа. Например, в 2008 году они превысили 10% ВВП».

Как считает Владимир Путин в ближайшее время возврат к такому уровню доходов вряд ли возможен.

По его подсчетам доходы бюджета останутся на уровне нынешнего года, когда они снизились с планируемых 23–24% ВВП до 15,7–16%, или 6,5–7,5 трлн рублей в год. В таких условиях правительство не сможет увеличивать расходы прежними темпами. Стоит отметить, что с 2005 по 2009 год они росли в среднем на 1,5 трлн рублей в год. Более того, чтобы снизить к 2012 году дефицит бюджета с нынешних 8–9% до 2–3%, придется сокращать расходы, признал глава правительства, но пообещал, что существующий сейчас режим налогообложения изменен не будет.

Рассуждения премьер-министра о сокращении расходов заставили вспомнить фракционеров о ранее предлагавшемся способе увеличения доходов — возвращении госмонополии на производство спирта. Такое предложение внес Борис Грызлов.

Напомним, предложения о введении государственной монополии на спирт не новы, и возможность ее введения обсуждается с 2005 года. В 2006 году соответствующий законопроект был принят в первом чтении. Однако позднее Владимир Путин, тогда еще президент РФ, его забраковал.

По подсчетам Бориса Грызлова, доходы бюджета от реализации спирта в будущем могут быть равны доходами от экспорта нефти. Кроме того, он напомнил, что в Советской России и ранее, в царской, доходы от производства спирта были куда выше.

«Если мы сравним наполнение бюджета от производства спирта в различные периоды жизни России, то во время царской России это было порядка 30% доходов бюджета, в советское время — около 20%. Сегодня, если брать цифру получения дохода в виде акцизов, — это меньше половины процента, — объяснил Грызлов. — В этой ситуации мы не можем говорить, что производство спирта выгодно для государства в той схеме, в которой сегодня спирт производится. ... Я здесь говорю исключительно о монополии на производство спирта, а не всей алкогольной продукции. Это может принести дополнительные доходы бюджету, с учетом, конечно, вложений, порядка 300–400 млрд рублей в год».

Предложение Грызлова поддержали руководитель КПРФ Геннадий Зюганов, лидер думской фракции Справедливая Россия Николай Левичев и глава ЛДПР Владимир Жириновский.

Ответ премьер-министра был не однозначным, но дает основания полагать, что этот вопрос будет обсуждаться в дальнейшем.

«В целом, я разделяю этот подход, но он требует очень внимательного рассмотрения и счета», — сказал Путин. Кроме того, он выразил опасения, что с появлением госмонополии возникнет угроза роста цен на спиртосодержащую продукцию. Например, некоторые виды лекарств, бытовую химию и парфюмерию.

Начальник департамента информации Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров считает предложение Бориса Грызлова вполне разумным. «Пока сохраняется существующая система, то есть нет никаких нормативных документов по введению акциза и введению ставки акциза на спирт. Когда такое произойдет — Союз будет это только приветствовать. Такое предложение — вполне здравая и понятная мера, которая позволит снизить долю нелегального алкоголя».

Однако главный экономист ГК «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков сомневается в своевременности и необходимости подобной меры. «Я надеюсь, что все же народ не будет выпивать столько спирта, что бы это когда-либо заместило те триллионы рублей отчислений, которые поступают от нефти и газа. Лучшее — враг хорошего, и попытки что-то изменить приводят к ухудшениям. Почему-то эта проблема не возникала год назад или два года назад, когда цена нефти была ниже, чем сейчас».

Эксперт алкогольного рынка, директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что руководители думских фракций продолжают играть в полулизм и жонглировать незнакомыми им цифрами. «Хорошо, что фракционеры припомнили царское время, но и там алкоголь не давал упомянутых 30% доходов в бюджет. Хуже то, что они, похоже, не изучали экономику советского периода. — говорит Вадим Дробиз. — В советский период алкоголь давал 5%–6% доходов в бюджет. Только потому, что потребительский рынок этого времени был невероятно слабым. А 22% составлял алкоголь в розничном товарообороте: водка была не дешевой, но доступной, а другие товары повседневного спроса, за исключением предметов роскоши, были относительно дешевле».

Как рассказал BFM.ru Вадим Дробиз, акцизы дают не 20 млрд рублей в год, а около 75 млрд. Эксперт удивляется сумме, которую насчитал премьер-министр — 1 трлн рублей. «По всей видимости, за основу взят розничный товарооборот алкоголя. Пусть это будет 33 млрд долларов, исключая пиво, —предположил эксперт. — Сегодня государство, не ударяя палец о палец, получает эти 75 млрд рублей в год плюс налоги. И не будем даже учитывать спад розничной продажи легального алкоголя в кризис. Кроме того, госмонополия не избавит рынок от нелегальной продукции».

Как считает Вадим Дробиз от госмонополии на производство спирта Россия вообще ничего не выиграет, а большие средства потратит. «Для того, чтобы в бюджет положить эти деньги [1 трлн рублей], надо их заработать, то есть обеспечить работу системы розничной торговли. Замечу, что для производства всей водки и других крепких спиртных напитков, а также прочих веществ с участием спирта России надо не менее 80–85 млн декалитров спирта, а легально производится не более 52 млн. Очень хочется, чтобы до принятия решений разумные экономисты просчитали реальный, а не популистский эффект от возможной розничной госмонополии. И при этом не только на спирт».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию