16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.94 / ₽ 8021
  • RTS1128.26
9 декабря 2013, 09:13 Стиль жизниКомпанииТехнологии
Спецпроект: Месяц Швейцарии 2013

«Ракеты» для Швейцарии

Лента новостей

Российский производитель часов компания «Ракета» готовится к поставкам своих механизмов швейцарским компаниям. Это не первоапрельская шутка, а реальный бизнес-проект. О нем BFM.ru рассказал Жак фон Полье, граф и директор компании «Ракета»

Директор компании «Ракета» Жан фон Полье. Фото предоставлено пресс-службой компании
Директор компании «Ракета» Жан фон Полье. Фото предоставлено пресс-службой компании

Компания «Ракета» — единственный на сегодняшний день российский производитель механических часов, который выпускает все детали механизмов на своем заводе в Санкт-Петербурге, в том числе и самый сложный элемент — спираль. Всего в мире эту деталь производят лишь шесть компаний. Остальным часовщикам приходится приобретать комплектующие у кого-то из этой шестерки. В Швейцарии — в основном у Swatch Group. Но такой монополией довольны не все. Об этом мы и поговорили с графом Жаком фон Полье, директором компании «Ракета».

Как вообще появилась такая смелая идея — поставлять механизмы в Швейцарию?

Жак фон Полье: На самом деле не мы вышли на швейцарские компании, а они заинтересовались продукцией «Ракета». Дело в том, что в Швейцарии рынок механизмов полностью контролирует Swatch Group. Принадлежащие ей фирмы, в частности, ETA, производят самую главную деталь механизма — спираль. Это сердце часов. И всем часовщикам приходится приобретать спираль у Swatch Group. А они, так как имеют в своем активе несколько известнейших часовых брендов, разумеется, не хотят делиться механизмами с конкурентами. Swatch Group даже объявила, что больше не будет продавать детали другим компаниям, однако швейцарский суд признал это решение незаконным и потребовал от Swatch Group не прекращать поставки.

Но, во-первых, это вопрос времени, и мало кому нравится жить в ожидании того, что в какой-то момент поставки могут прекратиться. Во-вторых, Swatch предлагает очень невыгодные условия поставок. Предоплата, срок доставки 2-3 года — это серьезная проблема для конкурирующих брендов. Некоторые перешли на спирали японской компании Seiko, но и там также неохотно делятся технологиями, и опять же срок поставок слишком большой — 2 года.

Когда в Швейцарии узнали, что «Ракета» делает собственные спирали, в том числе, кстати, благодаря нашему сотруднику, одному из бывших директоров компании Rolex, Жану-Клоду Кене, несколько компаний приезжали в Санкт-Петербург, на наш завод, чтобы, так сказать, увидеть все своими глазами. Им все понравилось, и мы договорились о сотрудничестве. Но чтобы его начать, сейчас дорабатываем наши механизмы. Дело в том, что наши спирали работают с 18 000 колебаний в час, а в Швейцарии многие компании используют спирали с 28 000 колебаний. Разница в основном в калибровке. Ею мы сейчас и занимаемся. Больше того, у нас уже есть готовый прототип. Но масштабное производство мы еще не ввели. Думаю, в ближайшие полгода мы запустим серийный выпуск. И надеюсь, начнем поставлять наши механизмы в Швейцарию.

Я слышал, что вы планируете создать в Швейцарии СП по производству механизмов. Или уже такая задача не стоит?
Жак фон Полье: Это один из вариантов. Швейцарцы готовы покупать механизмы «Ракета» и напрямую из России. Чтобы на часах было написано «Сделано в Швейцарии», достаточно, чтобы 50% стоимости производства было в этой стране. Так что проблем тут нет.
Но швейцарцы — настоящие патриоты. Они хотят, чтобы практически 100% делалось у них в стране. Поэтому некоторые желают, чтобы мы подготавливали спирали в России, а доделывали их уже в Швейцарии. Но для этого необходимы дополнительные инвестиции, поэтому, думаю, начнем мы с прямых поставок.

Фото предоставлено компанией «Ракета».

Почему другие швейцарские компании не производят спиралей? Неужели это так сложно?
Жак фон Полье: Особенность спирали в том, что ее могут производить единицы мастеров в мире. Нигде не написано, как ее делать. Состав сплава держится в секрете. Научиться делать спираль фактически нельзя. Нет, можно, конечно, но только при большом опыте… вообще считается, чтобы создать хорошую спираль, необходимо 100-150 лет. В Советском Союзе, впрочем, процесс был ускорен, так как был приказ сверху, и за неподчинение грозил лагерь. Еще одна особенность спирали: если мастер прекратил ее делать, скажем, на полгода, он уже с большой вероятностью не сможет выпускать эту деталь, работать со станком.
В Швейцарии многие компании, да практически все, до 70-x годов прошлого века производили спирали. Однако тогда на рынок пришли кварцевые часы. И большинство производителей полагали, что кварц заменит традиционную механику. Ведь он точнее, удобнее в использовании и дешевле. И фирмы стали переориентироваться на производство кварцевых часов. Но позже вновь стало модно носить механические часы. Однако для многих возвращаться на этот рынок было уже поздно. Способ производства спиралей был утерян. Как я уже говорил, даже если мастер на полгода прекратил свою практику, он уже не сможет, во всяком случае быстро, вновь начать выпускать эти детали.
А как же китайские производители. Неужели они не выпускают собственных механизмов?

Жак фон Полье: Китайцы выпускают собственные спирали. Однако пока по качеству они сильно отстают. В спирали важен сплав. Именно секрет сплава обеспечивает долговечность работы механизма. Благодаря ему часы работают одинаково и при высоких, и при низких температурах, и через 10, и 50 лет.

Китайские спирали теряют свои свойства, и часы начинают довольно быстро, через пару лет, отставать или спешить. Но они очень быстро учатся. Думаю, в обозримом будущем смогут делать качественные механизмы.

Как вы считаете, позволит ли проект со швейцарскими компаниями, укрепить позиции «Ракета» на российском рынке?
Жак фон Полье: Конечно, с имиджевой точки зрения да. Но поймите — спираль, это всего лишь часть, пусть и самая главная, но часть механизма. Остальное — уникальная работа мастеров других компаний. Для потребителей не особо важно, чьи там стоят механизмы. Более важны дизайн, история, точность. Сейчас мы работаем над тем, чтобы вернуть «Ракете» былую славу. Вы, например, в курсе, что в советские года «Ракета» выпускала по 5 млн часов в год… сейчас все часовщики Швейцарии производят столько же. Это мощнейшая компания, с огромной и интересной историей, которая начинается, кстати, еще с царских времен, с того момента как Петр I издал приказ о строительстве гранильной фабрики в Петергофе.
Мы расширяем нашу гамму часов. Сейчас у нас появились механизмы с автоматическим подзаводом. Скоро мы запустим их в производство. Кстати, в перспективе мы планируем выпустить новый бренд. Под ним станем продавать недорогие часы с кварцевым механизмом. А часы под брендом «Ракета» будут исключительно механические и стоить, соответственно, будут дороже.
За рубежом «Ракету» уже немного знают. Вы участвовали в выставке в Базеле. Не планируете начать официальные продажи?
Жак фон Полье: На европейский рынок непросто выйти. Но у нас есть такие планы, мы также ищем спонсоров. Сейчас наши часы покупают зарубежные компании и продают их в Европе. Кстати, «Ракета» продается в Швейцарии — в Берне и Люцерне. А первым клиентом магазина в Берне стал мэр города, он купил наши часы и сейчас их носит. Вообще, если говорить об известных людях, которые имеют наши часы, то среди них король Бельгии, Николя Саркози, князь Монако…
А в России кто покупает «Ракету»?
Жак фон Полье: В основном это молодое, успешное поколение. Те, у кого уже есть Rolex, кто неоднократно бывал за границей, кто остыл к западной культуре и перестал отрицать все российское.
Вообще Россия — уникальная страна. Я считаю, что с культурной точки зрения она входит в ТОП-5. Но у богатых стран, с такой историей, такими писателями, музыкантами, должны быть и сильные бренды. В России их нет. И это связано с историческими событиями. Сначала развал империи, утрата влиятельных брендов, как, скажем, Фаберже. Потом развал Союза и полное отрицание всего советского. Вспомните, в 90-е годы (а я в России живу с 1996 года) никто не хотел покупать даже российские продукты, все носили майки с надписью USA. Сейчас это, к счастью, уходит. У людей появляется собственное мнение, понимание. Поэтому, уверен, спрос на российские часы «Ракета» будет расти.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию