16+
Четверг, 9 мая 2024
  • BRENT $ 83.77 / ₽ 7692
  • RTS1176.30
21 декабря 2013, 19:15 ОбществоПерсоны
Актуальная тема: Дело Ходорковского

Ходорковский написал два письма о помиловании

Лента новостей

Чем займется в дальнейшем экс-глава ЮКОСа

Михаил Ходорковский в Берлине. Фото: Reuters
Михаил Ходорковский в Берлине. Фото: Reuters

Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков заявил агентству France-Presse, что Михаил Ходорковский написал два письма о помиловании. По его словам, одно письмо было короткое официальное, второе — расширенное и персональное. Сам экс-глава ЮКОСа заявлял, что написал просьбу о помиловании еще 12 ноября в связи с семейными обстоятельствами.

Тайные переговоры об освобождении Ходорковского с российскими властями продолжались несколько лет, рассказал телеканалу RTVi политолог Александр Рар, который встречал Михаила Ходорковского в аэропорту Берлина и сопровождал его в отеле.

Александр Рар
Политолог
О том, как Михаил Ходорковский всего за 7 часов проделал путь из тюрьмы в Карелии в Берлин:
«Его разбудили в 2 часа утра. Директор концлагеря с ним провел беседу, сказал, что его сейчас выпускают за границу, спросил, готов ли он ехать за границу. Он согласился. Его вывезли на территорию города, там подлетел вертолет, его на вертолете перевезли в Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге он перелез в частный самолет, который за ним прилетел из Германии. За полтора-два часа перелетел в Берлин, в Шенефельд, там его в аэропорту встретил бывший министр иностранных дел Ганс-Дитрих Геншер, поздравил его. И потом на машине отвез его в Адлон, где сейчас господин Ходорковский остановился».
О планах и роли экс-главы ЮКОСа в общественной жизни:
«Очень счастлив, что после 10 лет он вышел на свободу, он жив, он в хорошем расположении духа, пылает желанием высказаться. Наверное, примет для себя какую-то роль играть в общественной жизни Европы. Очень трезво оценивает ситуацию в России, в мире. Поражен тем, как он, несмотря на то, что 10 лет был как будто отрезан от информации, понимает, чем дышит мир. Я не думаю, что он будет заниматься политикой, я даже почти это исключаю. Я, может, немножко сейчас буду преувеличивать, но он может начать путь Солженицына, который после своего выезда на Запад, вынужденного, в 1973 году начал тоже с Германии писать книги, выступать, думать о будущем и думать, конечно, о России».
О роли немецкого политика в освобождении из тюрьмы:
«Вся эта история — было дело немецкой тайной дипломатии. Слава Богу, в Германии есть еще такие полузакрытые каналы, которых у других европейских стран или у Америки уже нет, наверное, с Россией, которые в таких ситуациях могут сработать. Ганс-Дитрих Геншер был тем человеком, который после долгих переговоров с Путиным добился того, что Ходорковский сейчас оказался в Германии»

Роль Германии в освобождении Ходорковского сильно преувеличена, уверен политолог генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симонов
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности
«

Такая трактовка, что там немцы высокопоставленные слезно просили-просили и выпросили — абсолютно нереалистична. Ключевой момент — это не просьба немцев, а написание Ходорковским прошения о помиловании. Еще когда Медведев был президентом, на вопрос согласен ли он помиловать Ходорковского, отвечал, что я готов этот момент обсудить, но Ходорковский должен написать прошение о помиловании. А поскольку прошения нет, то я сделать ничего не могу, потому, что есть решение суда. Для российской власти уже несколько лет назад не было особой проблемой отпустить Ходорковского. Нужно было только вот это прошение, в трактовке российских властей — признание вины. Конечно, Путин не боится Ходорковского как какого-то политического оппонента. Роль Германии могла быть важной только с точки зрения первого пристанища Ходорковского. А также, естественно, решение принимали российские власти. Вполне осознанно был намек на третье дело. Для российских властей на всякий случай было важно убрать Ходорковского подальше, собственно, так оно и произошло. И теперь, я думаю, что Ходорковский превратится в Бориса Абрамовича».

В Москве активно обсуждают, что же будет делать Ходорковский, если все же вернется в Россию. О желании встретиться с бывшим главой ЮКОСа уже заявил Михаил Прохоров. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предположил, что Ходорковский может стать писателем. В Совете Федерации осторожно говорят о том, что бывший заключённый будет востребован.

Игорь Сечин сообщил журналистам, что его компания не опасается исков со стороны Ходорковского. И сказал, что «Роснефть» готова рассмотреть вопрос трудоустройства освобождённого бизнесмена, но все места топ-менеджеров сейчас заняты.

Перед выходом на свободу экс-глава ЮКОСа получил расчет за декабрь — 1200 рублей. В колонии Ходорковский работал на производстве папок-скоросшивателей в цехе «Пластмасс». По сообщению электронной версии журнала «Шпигель», Ходорковский планирует в скором времени отправиться в Швейцарию для встречи с супругой Инной.

Между тем Михаил Ходорковский в субботу встретился с членами своей семьи в Берлине. Это сообщил журналистам его старший сын Павел. Корреспонденту Life News удалось пообщаться с матерью экс-владельца ЮКОСа в московском аэропорту перед вылетом в Берлин. Марина Ходорковская заявила, что не хотела бы, чтобы ее сын занимался политикой.

Между тем журналист Владимир Познер во время презентации в Московском доме книги прокомментировал помилование Михаила Ходорковского и рассказал историю, которая произошла
в начале нулевых.

Со слов тележурналиста, олигархов вызвали в Кремль и поставили перед ними условие: вы не занимаетесь политикой, а мы не трогаем ваши деньги, хотя все знают, как они были заработаны. Все согласились, в том числе и Ходорковский. Но потом он перестал соблюдать эту договоренность, за что и поплатился.

Если бы Ходорковский признал свою вину раньше, ему бы не пришлось почти 10 лет провести в колониях, уверен Владимир Познер.

Владимир Познер
Журналист
«

Я абсолютно уверен, что Владимир Владимирович Путин мечтал о том, чтобы Ходорковский написал прошение о помиловании, не сегодня, а восемь лет назад или даже девять лет назад. Потому что, написав, Ходорковский признавал, что он виноват – это признание вины. Путин бы его выпустил – и на этом все, никакого Ходорковского бы не было. Он бы не был таким, как теперь у некоторых, он прям герой. Почему он герой, я никак понять не могу. Для меня Нельсон Мандела – да – герой, а Ходорковский не герой. Он очень умный, вероятно, в тюрьме он много передумал, у него очень интересные письма. Безусловно, наверное, многое в нем изменилось за эти годы, десять лет тюрьмы это все-таки не шутки. Но для меня он не может быть никаким героем. Теперь: ну вот он вышел. Есть ли у него политические перспективы в России? Думаю, что нет».

Уже появилось первое интервью Михаила Ходорковского. В Берлине с ним пообщалась главный редактор журнала Нью-Таймс Евгения Альбац. В том фрагменте, который есть в свободном доступе, экс-глава ЮКОСа рассказывает о том, как ему впервые за 10 лет спалось не на тюремных нарах, а на обычной кровати.

Сегодня же, как ожидается, состоится пресс-конференция экс-министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера, который сыграл важную роль в освобождении Ходорковского и организации его выезда в Германию.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию