16+
Пятница, 21 сентября 2018
  • BRENT $ 79.62 / ₽ 5319
  • RTS1143.76
27 марта 2014, 03:14 Компании

Госкомпании не хотят уезжать из Москвы

Лента новостей

Госкомпании скептически восприняли предложение профильных ведомств о переезде на Дальний Восток. Эксперты также считают, что такой шаг не выгоден ни бизнесу, ни дальневосточным регионам

Крупнейший на российском Дальнем Востоке нефтяной терминал ОАО НК «Роснефть-Находканефтепродукт». Фото: РИА Новости.
Крупнейший на российском Дальнем Востоке нефтяной терминал ОАО НК «Роснефть-Находканефтепродукт». Фото: РИА Новости.

Переговоры с руководством компаний, которые могут переехать на Дальний Восток, начнутся на следующей неделе, заявил вице-премьер Юрий Трутнев. «Список компаний сформирован», — уточнил он, но упоминать конкретных названий не стал.

Ранее представители вице-премьера отмечали, что приглашения к переезду в первую очередь получат компании, у которых на Дальнем Востоке расположены крупные активы или же они рассматривают этот регион как стратегический.

Компаний, для которых Дальний Восток является настоящей точкой роста, немного – РЖД, «Роснефть» и ряд других игроков. Например, нефтедобытчик планирует построить в Приморье крупный нефтехимический комплекс и СПГ-завод. Продукция с обоих активов будет экспортироваться в соседний Китай и другие азиатские рынки.

Официально представители нефтяной компании возможность переезда не комментируют. Но один из ее менеджеров отмечает, что от такой перспективы никто не в восторге, поскольку никакого экономического эффекта такой шаг не принесет.

РЖД на Дальнем Востоке реализует два крупных транспортных проекта. Компания намерена модернизировать БАМ и «Транссиб». Однако ее руководство также не слишком заинтересовано в переезде на Дальний Восток.

«В Москве находятся все коммуникации, а это коммуникации не только телефонные. Я вообще понимаю политику правительства, которое пытается диверсифицировать экономические центры <…> Но это едва ли реализуемо в отношении таких компаний, у которых система управления исторически сложилась таким образом, как у нас», — заявил глава РЖД Владимир Якунин.

Представители железно-транспортной монополии также подчеркивают, что в состав РЖД входит 16 железных дорог, каждая из которых платит налоги в регионе своей регистрации.

С тем, что экономический эффект от переезда госкомпаний будет небольшим, согласны и эксперты. Два года назад правительство предложило новую схему налогообложения крупных компаний и многие игроки добывающей отрасли перешли на нее. Ее суть заключается в том, что теперь выплаты налога на прибыль стали осуществляться пропорционально вкладу регионов в производственную базу, отмечает заместитель директора направления государственных финансов Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

«Больше всех от этого выиграли регионы Сибири, где сырьевые компании в основном и работают. Москва из-за «распыления» налога наоборот потеряла около 75 млрд рублей. Если госкомпании вновь будут перерегистрировать свои офисы, это не приведет ни к значительному сокращению поступлений в столичный бюджет, ни к большому росту налоговых поступлений в новых регионах регистрации», — считает эксперт.

Небольшой фискальный эффект на Дальнем Востоке благодаря перерегистрации возможен лишь в случае переезда всего управляющего персонала. Топ-менеджмент госкомпаний будет платить высокие налоги с дохода. Но из-за небольшой численности управляющего персонала, значительный позитивный эффект для региона едва ли возможен.

Однако нет гарантий что и такой сценарий сработает. Несмотря на солидный размер компенсации, многие сотрудники могут уволиться из компании не желая переезжать на Дальний Восток. Даже «Газпром нефть», при переводе головной компании в Санкт-Петербург столкнулась со значительным оттоком персонала.

Проекты по переезду отдельных органов власти или компания в Новую Москву или Санкт-Петербург периодически обсуждаются, но ни разу так и не были полностью реализованы. Система власти в стране сильно централизована, и даже в случае переезда госкомпаний им придется сохранить крупные офисы в Москве, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. А рост расходов на транспорт и связь может нивелировать положительный эффект от переезда.

Отметим, хотя большинство госкомпаний зарегистрировано в Москве, но есть и исключения. Например, юридически головной офис «РусГидро» зарегистрирован в Красноярске, но большая часть управляющего персонала работает в московском офисе.

«Едва ли переезд госкомпаний может дать какой-то серьезный импульс для развития региона. Более целесообразным шагом было бы поощрение проектов местных предпринимателей, которые лучше понимают перспективы региона», — считает эксперт.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию