16+
Четверг, 19 октября 2017
  • BRENT $ 57.32 / ₽ 3288
  • RTS1138.64
21 апреля 2014, 10:00 Компании

РЖД в формате Открытого правительства проводит аудит инвестпрограммы

Лента новостей

C момента введения в России общественного контроля за деятельностью естественных монополий прошло полгода. Первой компанией, которая проходит публичный независимый технологический и ценовой аудит (ТЦА), стало ОАО «РЖД»

Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства. Фото: сайт Открытого правительства
Михаил Абызов, министр РФ по вопросам Открытого правительства. Фото: сайт Открытого правительства

Сегодня железнодорожная монополия активно обсуждает свою инвестиционную программу с экспертным сообществом в формате Открытого правительства, стремясь повысить эффективность и оптимизировать затраты. В этом году будет проделана большая работа — рассмотрят 40% инвестиционной программы компании на 2014-2016 годы

Концепция и «дорожная карта», предусматривающие введение общественного контроля за деятельностью естественных монополий, были утверждены распоряжением правительства РФ в сентябре 2013 года. Цель инициативы — налаживание диалога экспертов и потребителей с монополиями, а также общественный контроль за их деятельностью. В частности, речь идет об участии в формировании и реализации инвестиционных программ, повышении эффективности закупочной деятельности, деятельности совета директоров компании, а также формировании советов потребителей.

Координацией данной работы, согласно распоряжению правительства, занимается Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов при участии Экспертного совета правительстве РФ и Минэкономразвития.

«Одной из главных задач — является налаживание диалога между естественными монополиями и потребителями услуг через механизм большего раскрытия информации естественными монополиями о своих инвестпрограммах. Конечно, не каждый специалист может разобраться в технической документации по объектам. Поэтому для оценки проектов — проведения технологического и ценового аудита — привлекаются внешние консультанты и профессиональное экспертное сообщество. Технологический и ценовой аудит позволяет найти оптимальные технические и стоимостные решения, отвечающие современным международным практикам, выявить пробелы в документации, возможности для экономии. Данный механизм в нашей стране только начинает применяться. Поэтому Экспертный совет при правительстве готовит проект «дорожной карты» развития ТЦА, а также Стандарт его проведения для госкомпаний», — заявил министр Абызов.

Первой естественной монополией, которая проходит процедуру общественного контроля, стало ОАО «РЖД». В ноябре 2013 года премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение руководителям Минтранса России, Минэкономразвития России и Открытого правительства провести технологический и ценовой аудит инвестпрограммы РЖД на 2014-2016 годы и сообщить о результатах аудита до 1 июня 2014 года.

Рассмотрение инвестпрограммы идет в три этапа. Первый — проверка на соответствие регулирующим актам: Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 года, указу президента РФ о долгосрочной экономической политике. Кроме того, эксперты изучают влияние инвестпрограммы на развитие конкуренции в отрасли и на смежных рынках. Второй этап — проверка соответствия инвестпрограммы целям, которые ставит перед собой компания или Правительство РФ, а также аудит стоимости проектов. На заключительном этапе эксперты изучают наиболее крупные инвестиционные проекты.

Объем инвестпрограммы ОАО «РЖД», в отношении которой независимые эксперты проводят аудит, составляет 1,2 трлн рублей: 393,1 млрд рублей приходятся на 2014 год, 419,8 млрд рублей — на 2015 год, 438,4 млрд рублей — на 2016 год. 33,4% от всех средств инвестпрограммы пойдут на государственные проекты, которые выполняются по поручению правительства РФ, 28,9% — на развитие инфраструктуры, 22,5% — на обновление подвижного состава, 10,7% — на обеспечение безопасности, 4,5% — на более мелкие проекты.

В первую очередь, эксперты приступили к анализу крупнейшего инвестпроектаРЖД — проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, который предусматривает масштабную реконструкцию западного и восточного участков БАМа, Транссибирской магистрали, а также участка Междуреченск-Тайшет. Реализация этого проекта позволит стимулироватьэкономическое развитие России, поэтому этот «мегапроект» получил государственную поддержку в объеме 260 млрд. рублей. Развитие Восточного полигона позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба, которые не справляются с растущим грузооборотом (в том числе из-за разработки ряда масштабных угольных месторождений), повысит скорость доставки грузов в направлении портов Дальнего Востока, а также увеличит транзитные возможности России, то есть напрямую соединит Европу и Азию и создаст конкурентный по отношению к морскому транспорту маршрут для азиатских товаров.

«Обсуждение столь масштабного инвестиционногопроекта РЖД в формате Открытого правительства идет в высоком темпе. Совершенно очевидно, что такой темп невозможен без тесного сотрудничества сторон и взаимной заинтересованности к проведению аудита и, как следствие, к повышению эффективности бизнеса», — отметил замгендиректора ОАО «СУЭК» Денис Илатовский. «Надо отметить скорость работы РЖД, которая выигрышно смотрится на фоне других естественных монополий, которые не успели не только провести, но даже отреагировать на поручение президента и премьера по проведению технологического и ценового аудита», — добавил эксперт.

Специалисты высказали целый ряд замечаний и предложений. В частности, общественный контроль обратил внимание на необходимость регулярного контроля грузовой базы, в том числе, с учетом резерва (например, дополнительный объем угля из Кузбасса) на случай, если заявленные на данный момент проекты не будут реализованы в срок. Кроме того, эксперты рекомендовали уделить большее внимание железнодорожным подходам к портам Ванино и Восточный — расшивке узких мест для отправки грузов на экспорт. А проект реконструкции участка Междуреченск-Тайшет, по результатам аудита, теперь может быть оптимизирован на 3,6-3,8 млрд рублей — это более чем 12% государственных инвестиций в проект. Сегодня предложения экспертов активно дорабатываются: проекты корректируются с учетом результатов аудита.

«Главное, что участники рынка сами смогли оценить результаты технологического и ценового аудита, высказать замечания, посмотреть на проект шире, чем сама компания: с точки зрения развития и рисков для прилегающих территорий, смежных отраслей, грузоперевозчиков, поставщиков услуг для строительства магистрали и так далее. Смогли обозначить приоритеты и определить показатели эффективности», — отмечает Михаил Абызов.

От качественного и независимого аудита проекта выиграют все: и РЖД, и горнодобывающая и угольная промышленности,и компании-грузоотправители из других отраслей экономики. Существенный импульс получит развитие электроэнергетики в районе БАМа и Транссиба, поскольку потребуются значительные инвестиции в увеличение внешнего электроснабжения в результате реализации проекта реконструкции.

«С одной стороны, в процессе участвуют профессиональные независимые аудиторы, с другой, представители потребителей услуг железнодорожного транспорта и специалисты. Таким образом, формируется сбалансированная инвестиционная программа, отвечающая запросам государства и бизнеса», — добавляет юридический консультант НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Светлана Брокар. — На проекте БАМ-Трансиб создана положительная модель взаимодействия РЖД и экспертного сообщества, которая может быть транслирована и на другие госкомпании, с учетом особенностей каждой из них».

Проведение технологического и ценового аудита на примере РЖД показывает, что госкомпании могут находить пути экономии средств уже в рамках утвержденных инвестпрограмм. Как отмечают эксперты, впервые естественная монополия детально с участием экспертного сообщества проанализировала свою инвестпрограмму, впервые раскрыла данные и гибко подошла к замечаниям аудиторов.

В ближайшее время эксперты планируют проанализировать еще один проект инвестпрограммы РЖД — реконструкцию участка им. М. Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла. Это крупнейший проект, реализуемый на Приволжской и Северо-Кавказской железных дорогах. Общий объем инвестиций составит 88,2 млрд руб. Цель проекта — увеличить пропускную способность железных дорог на подходах к портам черноморского побережья России. В рамках проекта предусмотрено строительство 642 км дороги. Планируется также построить новую линию длиной 65 км — обход Краснодарского узла. Конечным результатом аудита инвестпрограммы станет повышение эффективности инвестиций РЖД и оптимизация проектных решений. Для этого будет проведено сравнение с международными проектами-аналогами с целью определения механизмов оптимизации. Кроме того, будет подготовлена оценка возможности использования современных технологий в рамках инвестиционного проекта по результатам обзора.

Рекомендуем:

  • Фотоистории