16+
Суббота, 19 июня 2021
  • BRENT $ 73.22 / ₽ 5334
  • RTS1646.72
24 октября 2014, 11:51 Компании

Падение цены на нефть: версии и экспертные оценки

Лента новостей

«Черное золото» уже две недели стоит меньше 90 долларов за баррель. Недавно цена Brent опустилась до уровня четырехлетней давности. Сейчас на нефтяном рынке главные – покупатели, а не продавцы, как было раньше.

Фото: Смитюк Юрий/ТАСС

С учетом дорогого доллара и роста добычи, экспортеры углеводородов вынуждены снижать цены. Первой на демпинг пошла Саудовская Аравия. На днях появилась информация, что цены опускает Ирак, при этом снижать производство страны ОПЕК не собираются. И как пишет Reuters, на вопрос о сокращении добычи представитель Саудовской Аравии ответил удивленным вопросом «Какие сокращения?»

Лев Сныковпартнер компании Greenwich Capital«Нефть продолжит падать, скорее всего, потому что спрос низкий, слабый, добыча растет в основных центрах. У ОПЕК были сделаны огромные инвестиции в добычу в 2013 году, сейчас у них довольно серьезные дополнительные мощности. И сложно говорить о каких-то уровнях, но я думаю, что ниже 80 нефть может пойти. Нет того спроса, на который рассчитывали производители, когда делали свои инвестиции в добычу последние пять лет. Огромные инвестиции были сделаны в США в Техасе, огромные инвестиции были сделаны в ряде стран ОПЕК, и сейчас мы видим результат: есть избыточная добыча, затоваривание рынка при низком спросе».

В США – а это теперь крупнейший производитель нефти – тоже обеспокоены снижением котировок. Чтобы это понять, достаточно открыть деловые американские газеты, где рухнувшие цены активно обсуждаются. Небольшое снижение, которое на руку ОПЕК, может повлиять на сланцевые проекты, что важно для США, и на шельфовые, что важно для России. И вот еще одна знаковая новость. 10 октября завершились буровые работы в Арктике, которые проводили совместно «Роснефть» и Exxon Mobil. Как раз закончился сезон. Но главное – американская компания прекращает сотрудничество из-за режима санкций. Смогут ли российские нефтяники самостоятельно разрабатывать шельф без иностранных технологий?

Андрей Полищук:аналитик РайффайзенБанк«Я думаю, что маловероятно, что российские компании смогут продолжить работу на арктическом шельфе без иностранных партнеров. Все-таки у наших компаний нет такого опыта и современных технологий, необходимых для разработки и бурения в таких сложных условиях. Возможно, для замены иностранных партнеров понадобится достаточно много времени и инвестиций, поэтому, если российские компании будут продолжать бурение в Арктике, то, скорее всего, им придется либо договариваться с текущими партнерами, то есть обсуждать возврат Exxon Mobil следующим летом, либо искать других партнеров, у которых уже есть опыт. В том числе есть опыт у китайской CNPC».

Конечно же, опыт есть у европейцев. Сейчас действуют санкции ЕС, запрещающие поставки в Россию оборудования и технологий для работы в Арктике. Но есть предпосылки, что ограничения в будущем могут пересмотреть. В недавнем интервью «Российской газете» министр природных ресурсов Сергей Донской рассказал, что представители российского нефтегазового сектора ищут выход из ситуации. Речь идет, в том числе, и о локализации высокотехнологичного производства в России. Смогут ли представители российского ТЭК обойтись без западных технологий?

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «УНИВЕР Капитал»«Вопрос в том, смогут ли они обойтись, еще надо дополнить вопросом, а надо ли им будет обходиться, потому что, с одной стороны, Америка санкций быстро не отменяет, это практика действительно показывает. С другой стороны, не факт, что сама по себе та негативная ситуация сохранится и на протяжении следующего года. Если, грубо говоря, начнется смягчение санкций со стороны ЕС, я думаю, для крупных нефтегазовых компаний США, Минфин США тоже пойдет на исключение, чтобы просто не остаться в стороне от освоения российской ресурсной базы. Поэтому здесь есть определенное преимущество у России».

Если взглянуть на последние сообщения, возникает ощущение, что в отрасли наметилась тенденция к консолидации. «Газпром» предложил «Роснефти» помощь в освоении шельфа. «Лукойл» все-таки рассчитывает, что компанию пустят в Арктику – сейчас это невозможно по российскому законодательству. При этом «Лукойл» и «Роснефть» недавно обменялись активами. Можно ли говорить о сплочении крупнейших игроков ТЭК.

Эльдар Касаевнезависимый эксперт по сырьевому рынку«На мой взгляд, консолидация российских государственных компаний, а также частных, например, «Лукойла», вполне возможна. Действительно, сегодня технологии мы не можем получить от западных компаний, которые позволяют разрабатывать арктические месторождения. Также финансирование долгое, долгие деньги, затруднено в связи с санкциями. И компании, чтобы не сворачивать арктические проекты, которые являются приоритетными для России, пытаются своими силами как-то нивелировать тот вакуум технологический и финансовый, который на сегодняшний день имеется. Безусловно, такие крупные игроки, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», имеют и собственный запас прочности, и также каких-то азиатских партнеров, которых часто не упоминают в прессе, но они присутствуют. Но в то же время, без уникальных технологий Соединенных Штатов и некоторых европейских нефтесервисных компаний полноценно разработать арктический шельф и получить необходимые дивиденды, заложенные в инвестиционных программах, невозможно».

Еще одна новость, связанная с высокотехнологичным производством. У Федеральной антимонопольной службы появились претензии к «Транснефти» по поводу перехода на транспортировку дизельного топлива Евро-5. По мнению антимонопольщиков, эти действия могут привести к нарушению статьи о защите конкуренции. В госкорпорации не поняли, почему переход на прокачку высококачественного топлива вместо продукта классом ниже вызвал нарекания ведомства.

Игорь Деминофициальный представитель «Транснефти»«Производители планируют сдавать систему нефтепродуктопроводов дизтоплива класса не ниже Евро-5 – за исключением Самарской группы НПЗ. Остальные производители топлива не подключены к системе, либо производят топливо, не соответствующее техническому регламенту Таможенного союза. Соответственно, они перевозят свою продукцию не трубопроводным транспортом, а железнодорожным, автомобильным или речным. Почему после этого нам делают предупреждение, я не знаю. Правительство неоднократно говорило о необходимости улучшения качества топлива. Если качество топлива заводы России повысили до Евро-5, это достижение. Я просто не понимаю. Во времена Иосифа Виссарионовича это называли «вредительство». Производится хороший продукт, а его предлагают сделать хуже?»

Возвращаясь к главной новости – падающие цены на нефть. Раньше была версия, что это Штаты, желая надавить на Россию, способствовали тому, что страны ОПЕК начали демпинговать. Сейчас появилась другая версия: это саудиты развязывают ценовую войну с крупнейшим производителем углеводородов США. И, наверное, неслучайно аналитики крупных американских инвестбанков заявляют, что котировки вскоре начнут расти, а Brent поднимется до 100 или даже 105 долларов за баррель. Если это и война, то она только начинается.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию