16+
Среда, 22 ноября 2017
  • BRENT $ 63.19 / ₽ 3724
  • RTS1150.55
9 декабря 2014, 13:49 Компании

Катастрофа в промышленном масштабе. Как украинский бизнес переживает потерю российского рынка

оглавление:

В начало

Азовмаш"-->

КОМПАНИЯ: Азовмаш

ОТРАСЛЬ: вагоностроение

ВЫРУЧКА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ: - 62%

«Азовмаш» несколько лет подряд был вторым по величине производителем вагонов для России. Компания специализируется на выпуске цистерн, которые российские транспортные компании одно время скупали для обслуживания нефтедобытчиков. Сейчас это в прошлом, и компания оказалась в кризисе: российские заказы приносили ей до 70% выручки. Теперь спрос на новые вагоны минимальный, а новые заказы российские компании предпочитают отдавать «своим».

Несмотря на эти сложности, в первом полугодии компания смогла заработать небольшую прибыль. Добиться такого результата удалось благодаря сокращению более четырех тысяч сотрудников. Однако концерн по-прежнему отягощен долгами, объем которых исчисляется миллионами долларов. Некоторые кредиторы уже предлагали обанкротить компанию, но эта идея поддержки не получила.

Цистерны производства украинского предприятия «Азовмаш». Фото:Александр Рюмин/ТАСС

КОМПАНИЯ: «Мотор Сич»

ОТРАСЛЬ: авиационное машиностроение

ВЫРУЧКА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ: + 21%

Одной из немногих украинских компаний, которая смогла не только удержать, но и даже увеличить доходы, стал производитель авиационных газовых двигателей «Мотор Сич». В первом полугодии предприятие смогло увеличить прибыль почти в два раза, заработав 1,543 млрд гривен (около 4,5 млрд рублей). И это при том, что основным рынком для компании является Россия, а часть товаров квалифицируется как продукция двойного назначения.

Примечательно, что запрет на экспорт в Россию военной продукции украинские власти ввели еще в марте. Соответствующее решение объявил бывший вице-премьер Виталий Ярема, но официального документа так и не было подписано. Впрочем, чтобы не попадать под потенциальные риски, компания быстро нашла схему, позволяющую такой запрет обойти. По неофициальным данным «Мотор Сич» отправляет в Россию комплектующие для двигателей, а финальную сборку осуществляют уже местные партнеры. По оценкам инвестиционной компании «Арт-Капитал», «Мотор Сич» оформляет таким образом до 70% российского экспорта своей продукции. В числе российских покупателей продукции — ФГУП «Салют», группа «Климов» и другие.

Всего, по оценкам компании, на российский рынок приходится около трети ее бизнеса.

Здание завода ОАО «Мотор Сич». Фото: Марина Лысцева/ТАСС

КОМПАНИЯ: ГП «Антонов»

ОТРАСЛЬ: авиационное машиностроение

ВЫРУЧКА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ: - 6,6%

У другого давнего российского партнера из сектора авиационного машиностроения — ГП «Антонов» — дела идут не столь хорошо. В первом полугодии прибыль компании, по украинским стандартам бухгалтерского учета, упала на 54,7% — до 26,4 млн гривен (около 80 млн рублей).

Несколько лет назад компания создала СП с российским коллегой — Объединенной Авиастроительной Корпорацией, в котором каждая из сторон получила по 50% капитала. Однако теперь возможности по сотрудничеству оказались ограничены. Например, в прошлом году стороны подписали контракт на поставку 15 самолетов Ан-148, и российская сторона уже получила пять машин. Однако, как заявило руководство завода, дальнейшее сотрудничество оказалось заморожено по инициативе российских партнеров.

Николай Подгребельныйдиректор серийного киевского завода «Антонов»«С начала года мы поставили четыре комплекта, все шло хорошо, но в какой-то момент россияне заморозили сотрудничество. У нас на серийном заводе лежит готовый комплект крыла, запакованный, готовый к отправке, но россияне не платят, и мы ничего не можем добиться от них. Еще два комплекта у нас в разной степени готовности, но мы их не можем закончить, так как нет предоплаты, а нам необходимо закупать определенные узлы и агрегаты для крыла».

Презентация регионального пассажирского самолета АН-158 на ГП «Антонов». Фото: Владимир Синдеев/ТАСС

Российский рынок всегда был одним из главных для украинских промышленных компаний. BFM проанализировал, как кризис в отношениях между государствами сказался на их показателях, а также какие отрасли пострадали сильнее всего

Фото: Максим Шеметов/ТАСС

В октябре промышленное производство на Украине упало на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Одни отрасли находятся в кризисе из-за падения внутреннего спроса, другие — из-за прекращения экспорта в Россию, а третьи просто столкнулись с падением конкурентоспособности своей продукции. Некоторую поддержку экономике оказали минские соглашения, например, в октябре вырос выпуск стали. Однако в целом ситуация промышленности остается крайне тяжелой. Какие компании оказались в самом сложном положении, а какие смогли воспользоваться сложившейся ситуацией — в фотогалерее BFM.ru

КОМПАНИЯ: Крюковский вагонзавод

ОТРАСЛЬ: вагоностроение

ВЫРУЧКА В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ: нет данных

Вагоны — один из основных объектов экспорта из Украины в Россию. И «похолодание» на этом рынке началось еще задолго до кризиса в отношениях между государствами. В последние несколько лет на российском рынке наблюдается профицит вагонов, и даже местные предприятия до сих пор не полностью загружены. На Украине производство вагонов в первом полугодии упало почти втрое. Крупнейшие компании выпустили лишь 3400 грузовых вагонов. И это при том, что в прошлом году производство уже сократилось на 40%.

Например, Крюковский вагоностроительный завод за восемь месяцев 2014 года не выпустил ни одного пассажирского вагона, а производство грузовых упало более чем на 66%. В поисках новых контрактов компания хотела подать заявку на тендер на поставку 120 вагонов для метро Санкт-Петербурга, но впоследствии тендер отменили.

Крюковский вагоностроительный завод. Фото: PhotoXPress

Рекомендуем:

  • Фотоистории