16+
Четверг, 23 ноября 2017
  • BRENT $ 63.29 / ₽ 3702
  • RTS1159.11
8 декабря 2014, 21:35 Компании

«ЮТэйр» ищет, как облететь банкротство

Лента новостей

Кредиторы требуют выплат по долгам от авиакомпании «ЮТэйр» и грозят ей банкротством. Объем краткосрочной задолженности компании превышает 50 млрд рублей

Фото: Константин Веремейчик/ТАСС

ИФК «Авиализинг» обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском о признании авиакомпании «ЮТэйр» банкротом. Иск подан «в результате неисполнения авиакомпанией судебных решений, вступивших в законную силу, на общую сумму более 3,5 млн рублей», отмечено в сообщении лизингового холдинга.

Объем иска учитывает частичный платеж за октябрь 2013 г. по договору аренды самолеты Ту-154М и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленными в связи с нарушением сроков очередного платежа по лизингу самолета.

Впрочем, в понедельник «ЮТэйр» частично погасила свой долг перед лизинговой компанией. «На операционную деятельность этот иск влияния не окажет. Авиакомпания работает в нормальном режиме», — подчеркивают ее представители.

Это уже не первый крупный иск к авиакомпании за последнее время. Две недели назад «Альфа-банк» добился в Арбитражном суде Москвы ареста денежных средств и имущества авиаперевозчика на 11,85 млн долларов. Кредитная организация с помощью этого шага пытается вернуть деньги, выплаченные по договору аккредитива, подписанному в октябре 2013 года. «Альфа-банк» тогда помог «ЮТэйр» профинансировать лизинг 10 Boeing 737-800/900.

Помимо «Альфа-банка» и холдинга «Авиализинг» иск к компании на 125 млн рублей подало ООО «Авиапредприятие «Газпром авиа»; иск на 28,6 млн рублей подала компания, управляющая аэропортом в Ростове-на-Дону. «Аэропорт Курган» подало иск в Арбитражный суд о взыскании с авиаперевозчика 6,546 млн рублей.

Кроме того, 20 ноября компания объявила технический дефолт по облигациям на 2,7 млрд рублей. «ЮТэйр» не запаслась необходимым объемом средств и не смогла исполнить оферту, правом которой захотели воспользоваться держатели более 80% облигаций этой серии. В качестве решения проблемы компания предложила повысить ставку купона с 12% до 13%, но кредиторов такая мера не устроила. Для реструктуризации долга авиаперевозчик привлек «Райффайзенбанк».

Алексей Третьяковгенеральный директор УК «Арикапитал»«Если авиаперевозчик не сможет привлечь поддержку от акционеров и правительства, его руководство попытается реструктурировать долги, но сделать это будет очень непросто. Интересы банков, которые предоставляли обеспеченные залогами займы, и держателей облигаций не совпадают. Условия реструктуризации также будет найти непросто: сейчас доходность рублевых облигаций крупнейших компаний страны составляет 13-14%, а для игроков третьего эшелона превышает 20%. «ЮТэйр» такую ставку предложить кредиторам не сможет, поэтому компании и различным группам кредиторов предстоят сложные переговоры».

Основная причина сложностей «ЮТэйр» — одновременное снижение спроса на авиаперевозки и высокая долговая нагрузка. По данным Росавиации, за 10 месяцев 2014 г. число перевезенных пассажиров выросло на 11,4%. В прошлом году рост показателя превысил 14%. Одновременно меняется структура пассажиропотока: доля рентабельных зарубежных рейсов снижается, а менее прибыльных внутренних перевозок растет.

ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» основана в 1992 году на базе Тюменского управления гражданской авиации. Бенефициаром компании является НПФ «Сургутнефтегаз», контролирующий 60,6% бумаг. Акции компании торгуются на Московской бирже.

«ЮТэйр» — третья по величине российская авиакомпания. Собственный авиапарк включает 236 самолётов и 351 вертолёт. Компания осуществляет пассажирские и грузовые авиаперевозки, вертолетные работы, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники, подготовку авиационного персонала, оказывает лизинговые и финансовые услуги. Базовый аэропорт — Внуково.

В понедельник «ЮТэйр» также раскрыла результаты за 2013 год по МСФО. Как оказалось, в прошлом году компания получила 4,5 млрд рублей чистого убытка против 178,8 млн рублей прибыли годом ранее. Годовая выручка увеличилась на 4,5% до 82,9 млрд рублей.

В отчете отмечается, что получению чистого убытка способствовал опережающий рост расходов. В частности, затраты на ремонт выросли в 1,5 раза — до 5,9 млрд рублей; финансовые расходы увеличились на 40%, до 7,06 млрд рублей.

Для улучшения своего состояния компания заявляла о начале программы оптимизации, которая предусматривает сокращение управленческого персонала, оптимизацию маршрутной сети.

Денис Ворчиканалитик ИК «Уралсиб Кэпитал»«У «ЮТэйр» не много возможностей для снижения издержек. Потенциальная оптимизация персонала, вероятно, приведет к снижению качества сервиса, но это не даст ощутимого финансового эффекта. Хорошей возможностью для оптимизации является снижение расходов на обслуживание самолетов, но у авиакомпании эффект от такой опции ограничен: у «ЮТэйр» очень разноплановый флот и доля новых самолетов относительно невелика».

В целом, по итогам 2013 года долгосрочные обязательства авиакомпании составляют 36,7 млрд рублей; краткосрочные — 60,3 млрд рублей.

Рекомендуем:

  • Фотоистории