16+
Пятница, 10 мая 2024
  • BRENT $ 84.21 / ₽ 7762
  • RTS1177.52
15 декабря 2014, 03:24 Компании
Актуальная тема: Итоги года — 2011

Точки роста. Чьи показатели идут вверх, несмотря ни на что

Лента новостей

Обмен санкциями, девальвация рубля и курс на импортозамещение. Какие отрасли российской экономики могут выиграть от этого?

Фото: Алексей Филиппов/ТАСС

Запрет на импорт продовольствия из стран ЕС и США должен помочь отечественным сельхозпроизводителям увеличить свою долю на внутреннем рынке. Но это в будущем. А сейчас прошло еще слишком мало времени, и российские фермеры и агропромышленные холдинги пока не успели занять освободившееся место.

Рост отмечается только в денежном выражении из-за повышения отпускных цен. А само производство не увеличилось, говорит гендиректор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.

Павел Грудинингендиректор Совхоза имени Ленина«Никакие сегменты не растут, потому что для того, чтобы увеличить производство молока, нужно лет 8, для производства курятины — года 2-3. Нет никакого роста. У нас по концу года стагнация: производство, например, молока уменьшится в России, производство мяса увеличится, но не сильно, яблок мы, скорее всего, соберем меньше в этом году, потому что сады надо сажать сейчас, тогда через 8 лет появятся дополнительные яблоки. Если вы хотите получить какую-то отдачу, увеличение продукции, вам нужно сначала инвестировать в сельское хозяйство, а инвесторов нет, потому что с такой процентной ставкой ни один идиот инвестировать в сельское хозяйство не будет».

Рост оптовых цен был не слишком значительным и краткосрочным. К примеру, через месяц после введения российских антисанкций свиная полутуша в столичном регионе подорожала примерно на 10%, но, по данным MeatInfo, уже к середине октября вернулась к июльским уровням. Эксперты объясняют это тем, что импортеры переориентировались на других поставщиков.

Но потенциал в том же свиноводстве — хороший. Как заявлял в интервью Business FM в начале октября гендиректор группы компаний «Русагро» Максим Басов, рентабельность некоторых свиноводческих комплексов может доходить до 40% и даже выше.
По словам Басова, ослабление рубля тоже дает положительный эффект.

Максим Басовгендиректор группы компаний «Русагро»«Действительно, компании, которые занимаются сельским хозяйством и переработкой сельхозпродукции, очень сильно выиграли. Самое главное, это, конечно, не санкции, а девальвация. Я могу сказать, что по нашим расчетам, каждый 1% ослабления рубля увеличивает нашу прибыль больше чем на 1%. Естественно, мы начали выигрывать уже в начале года».

Но есть и другая сторона девальвации. Семенной материал, средства защиты растений и племенной скот мы закупаем, в основном, за рубежом — естественно, за валюту. И здесь падение рубля приводит к росту расходов. Не надо забывать, что в сельском хозяйстве действует еще и сезонный фактор. В этом году был собран рекордный урожай зерновых. По данным Минсельхоза, он может превысить 104 миллиона тонн. Но чтобы увеличивать и дальше производство пшеницы, нужно не только время, но еще и деньги. Говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.

Аркадий Злочевскийпрезидент Российского зернового союза«В отношении импортозамещения — ну, еще пока не сработало, поскольку времени недостаточно. То есть, это начнет работать только тогда, когда мы произведем дополнительную продукцию, а пока происходит только замена географии импорта. Сельхозпроизводители делают все, что могут: озимые 16,5 млн га отсеяли сейчас, в принципе перевыполнили план, и здесь достаточно позитивные результаты, но опять же могли бы и больше, если бы денег хватало».

Фактор неопределенности тоже осложняет жизнь сельхозпроизводителям, отмечает сенатор Сергей Лисовский.

Сергей Лисовскийсенатор«Увеличивать сейчас объемы производства в той же мясной группе или молочной — а что будет, если санкции по импорту в следующем году закончатся, и сюда хлынет большой поток достаточно дешевого товара? Поэтому даже если кто и хочет инвестировать, у кого есть средства, тот тоже несколько раз подумает, прежде чем реально сильно увеличивать производственные мощности. А остальные, у кого нет собственных средств, или которые работают на кредитных, тот просто не имеет возможности привлечь эти кредиты и даже при желании увеличить объемы производства».

Но самой главной проблемой все без исключения представители отрасли называют дорогие кредиты. Если в октябре 2013-го предприятия АПК кредитовались примерно под 9% годовых, то в октябре этого года ставки подскочили до 13%. А сейчас, с повышением ставки рефинансирования, стоимость заемных денег выросла, по разным оценкам, до 16-20%. Сами же сельхозпроизводители подсказывают и решение: государству надо увеличить субсидирование процентной ставки по кредитам. Или придумать другой способ направить в сельское хозяйство длинные и дешевые деньги. Иначе потенциал роста так и останется только потенциалом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию