16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
23 января 2015, 11:22 Право

Три года условно и амнистия для командира разбившегося в Домодедово самолета

Лента новостей

Домодедовский городской суд Подмосковья в четверг вынес приговор по делу о крушении в декабре 2010 года в столичном аэропорту Домодедово Ту-154М «Авиалиний Дагестана». Тогда экипажу удалось посадить самолет с двумя отказавшими двигателями, но лайнер развалился на три части. Два пассажира погибли

Самолет Ту-154 авиакомпании «Авиалинии Дагестана», совершивший аварийную посадку в аэропорту Домодедово 5 декабря 2010.
Самолет Ту-154 авиакомпании «Авиалинии Дагестана», совершивший аварийную посадку в аэропорту Домодедово 5 декабря 2010. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Единственный представший перед судом обвиняемый — 63-летний командир корабля Закаржи Закаржаев — получил 3 года лишения свободы условно, но был освобожден от наказания по амнистии. Он был признан виновным в «нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух лиц» (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

Суд счел, что командир корабля неправильно действовал при заходе на посадку.

Оглашение приговора первоначально было назначено на 10 часов утра. Реально все началось около шести часов вечера 22 января. Почитав приговор до половины десятого вечера, судья продолжила чтение судебного акта утром в пятницу.

Подсудимый приехал на процесс своим ходом. Учитывая его заслуги, ему вообще не избирали никакой меры пресечения.

Авиакатастрофа в аэропорту Домодедово произошла примерно в 14 часов 7 минут 4 декабря 2010 года. Самолет Ту-154М, принадлежащий «Авиалиниям Дагестана», вылетел из столичного аэропорта Внуково в аэропорт Уйташ Махачкалы. Однако спустя полчаса самолет был вынужден совершить экстренную посадку в аэропорту Домодедово из-за отказа двух двигателей при наборе высоты. Лайнер фактически сел «на пузо», столкнулся с препятствием на летном поле и разломился на три части. Кроме командира корабля на борту лайнера находились еще семеро членов экипажа и 163 пассажира. В результате происшествия два пассажира — мужчина и женщина — погибли, восемь человек (шестеро пассажиров и двое членов экипажа) были серьезно травмированы, был причинен тяжкий вред их здоровью, 13 пассажиров получили травмы, повлекшие средний вред здоровью, еще 34 пассажирам и двум членам экипажа был причинен легкий вред.

Обвинение и защита

В ходе судебного процесса, который занял восемь месяцев, подсудимый не признал вину. Защита просила вынести Закаржаеву оправдательный приговор.

Согласно выводам следствия и Межгосударственного авиационного комитета (МАК), первопричиной случившегося стал отказ двигателей самолета в результате того, что бортинженер непреднамеренно выключил насосы, подкачивающие расходы топливных баков. Однако его не привлекли к уголовной ответственности, поскольку следствие решило, что между его действиями и наступившими последствиями нет прямой причинно-следственной связи. Следователи решили, что к разрушению самолета привели именно действия командира воздушного судна.

Так, обвинение утверждало, что Закаржаев должен был осуществить заход на второй круг при посадке самолета. Однако, как рассказал BFM.ru адвокат подсудимого Артем Куимов, в суде были допрошены независимые авиационные эксперты. «Они заявили, что уход на второй круг был невозможен в соответствии с руководством по летной эксплуатации», — заметил защитник. По его словам, Закаржаеву вменялось, что он должен был запустить отказавшие двигатели. «Но в материалах дела и отчетах МАК говорится, что такой обязанности командира воздушного судна при таких обстоятельствах нет», — указал защитник.

Основной же аргумент прокуратуры заключался в том, что Закаржаев якобы нарушил порядок предпосадочного маневрирования, то есть раньше времени выпустил шасси и закрылки. Это лишило его возможности маневров при посадке.

«Однако дело в том, что когда отказали двигатели самолета, то отказало и все авиационное пилотажное оборудование», — говорит Куимов. Его подзащитный, а также допрошенный в суде второй пилот заявили, что курсоглиссадная система, показывающая полосу и позволяющая правильно посадить самолет, была включена на земле лишь за минуту до посадки самолета. «То есть, фактически, Закаржаев летел в тумане, как в молоке, вслепую. В тот день была высота облачности — 150 метров над землей. Он был вынужден, учитывая, что отказали двигатели, заранее выпустить шассе и закрылки, — сказал адвокат.

По словам Куимова, самолет сел на край ВПП, выехал за ее пределы и врезался носом в пригорок. При этом воздушное судно лишь чудом не въехало в бетонный забор, столкновение с которым могло бы привести к взрыву самолета. «Из-за маневров Закаржаева самолет не доехал до забора семь метров», — сказал защитник. Он считает, что пилот не совершил никаких нарушений, а напротив спас множество жизней.

Стоит отметить, что в ходе судебного процесса владелец самолета не предъявил к подсудимому иска о возмещении ущерба. Их заявили лишь двое потерпевших (они просили компенсировать им моральный вред), причем один из них свой иск отозвал.

Причины аварии

По мнению Куимова, причиной воздушного происшествия стала целая совокупность обстоятельств. Это и действия авиадиспетчеров, которые не давали точных координат взлетно-посадочной полосы, и отключение подкачивающих насосов, и конструкторские недостатки кабины Ту-154, которые не позволили бортинженеру вовремя заметить отключение, сказал адвокат. Куимов отметил, что с 70-х годов и до настоящего времени было зафиксировано 14 аналогичных случаев непреднамеренного отключения подкачивающих топливо насосов, что приводило к отказу работы двигателей. «Всегда, когда эти случаи расследовала комиссия, она предлагала конструкторскому бюро «Туполев» внести изменения в конструкцию самолета — поставить какие-то колпачки, сигнализаторы, чтобы бортинженер мог сразу же среагировать и увидеть в чем проблема, — сказал Куимов. — Однако каждый раз рекомендации не выполнялись. Насколько нам известно, эти изменения не были внесены до сих пор».

Однако суд не принял доводы защиты и положил в основу приговора первоначальную версию обвинения.

В ходе прений сторон прокуратура просила для подсудимого 3 года лишения свободы условно. Суд дал Закаржаеву именно столько. Однако подсудимый попал под амнистию, объявленную в декабре 2013 года в честь 20-летия Конституции, и был освобожден от назначенного наказания.

По решению суда, он выплатит 300 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда одному из пассажиров самолета (иск был заявлен на 1 млн рублей).

Защитник летчика заявил BFM.ru, что все равно не согласен с приговором суда и, несмотря на мягкость судебного решения, будет его обжаловать, добиваясь полной реабилитации своего подзащитного.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию