16+
Воскресенье, 20 мая 2018
  • BRENT $ 78.71 / ₽ 4900
  • RTS1173.14
26 января 2015, 16:54 Недвижимость

Стали известны доли Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько в активе Шереметьево

Лента новостей

Миллиардеры Ротенберг, Пономаренко и Скоробогатько решили консолидировать аэропортовые активы Шереметьево в российской юрисдикции. Ранее частные инвесторы Внуково также перевели свои активы в Россию

Аэропорт «Шереметьево».
Аэропорт «Шереметьево». Фото: Антон Белицкий/BFM.ru

Основной акционер «Международного аэропорта Шереметьево» (МАШ) — Росимущество (83,04%). «Аэрофлоту» принадлежит 8,9%, ВЭБ — 4,2%, ВТБ — 3,7%. В соответствии с планом приватизации правительства Россия прекратит участие в уставном капитале аэропорта до конца 2016 года.

Аркадий Ротенберг владеет 34,7% TPS Avia Holding Ltd., которая контролирует частные активы в аэропорте Шереметьево (в 2014 году выбрана инвестором развития аэропорта). Семьи партнеров Ротенберга, Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, владеют 65,3%. Как сообщают в TPS, активы переведены в российскую юрисдикцию на «Шереметьево Холдинг». Эта компания планирует принять участие в приватизации государственных активов Шереметьево.

В «Шереметьево Холдинг» частные акционеры консолидировали семь компаний. Холдингу принадлежит 100% «Автопарка-М», 100% «МАШ Рекламы», 74,9% «Москва Карго» (прежнее название — «Грузовой комплекс Шереметьево», остальная доля в этой структуре — за МАШ), 50% в совместной с ЛУКОЙЛом компании «Аэро-Шереметьево» (строительство нового ТЗК), 49% в компании по обслуживаю VIP-клиентов аэропорта ЗАО «В.И.П.-интернешнл» (остальное — за МАШ).

Евгений Жилинуправляющий партнер фирмы «ЮСТ»«Деофшоризация затрагивает все виды бизнеса, и аэропортовая деятельность не исключение. В данном случае совладельцы терминальной инфраструктуры выбрали «мягкий» вариант деофшоризации: просто раскрыли владение на уровне офшорной компании, не переводя конечное владение активом в российскую юрисдикцию. Нельзя исключать, однако, что в дальнейшем последует перевод владения в Россию — последние изменения в корпоративном законодательстве создают для этого определенные юридические предпосылки».

«Шереметьево Холдинг» принадлежит контролирующий пакет в двух совместных предприятиях, которые были созданы частным инвестором и МАШ по развитию инфраструктуры аэропорта. Это 89,23% в компании «Терминал B Шереметьево» — строительство нового терминала в северной зоне Шереметьево.

Уставный капитал компании с 19 ноября 2014 года составляет почти 11,29 миллиарда рублей. Другая организация — «Межтерминальный переход Шереметьево». Здесь уставной капитал — более 11,405 миллиарда рублей. Гендиректором обеих компаний является Сергей Ярышев, который с декабря 2012 года некоторое время работал заместителем гендиректора МАШ по инвестициям и коммерческой деятельности.

В свою очередь, российская «Шереметьево Холдинг» контролируется кипрским офшором TPS Avia Holding Ltd. Напрямую этот офшор продолжает контролировать другие частные активы в Шереметьево — 100% в компании «Грузовой комплекс Шереметьево» (новый грузовой терминал) и 51% — в «Империал Дьюти Фри» (торговля в зоне duty-free).

По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, в 2014 году работа была направлена на то, чтобы сосредоточить множество разрозненных юридических лиц в одну крупную холдинговую компанию, где будут только две группы акционеров: Россия и существующие частные акционеры. В начале этого года частные акционеры, владеющие четвертью пакета акций аэропорта Внуково, перевели актив в компанию «Внуково Альянс» (зарегистрирована в России в декабре 2014 года). Возглавила ее Лариса Гитарская, представитель USM Advisors, управляющей активами Алишера Усманова и его партнеров. Сама холдинговая компания контролируется виргинским офшором Corwell Finance Limited.

Вид на взлетно-посадочную полосу из второго пускового комплекса первой очереди пассажирского терминала «А» в аэропорте «Внуково». Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

ОАО «Аэропорт Внуково» принадлежит Росимуществу (75%), в ее собственности терминал А. Остальными акциями владеет «Внуково-инвест». Ее же акционером является ООО «Сильвани», владеющая пакетом в 75,53% акций. Еще чуть более 6% акций принадлежали до сих пор кипрскому офшору Morimoto Limited, сообщалось в ТАСС.

Через «Сильвани», Morimoto и еще один кипрский офшор — Cythercorp Enterprises Limited — «Внуково-инвест» находился во владении Corwell Finance Limited, которая была зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Недавно он был переведен под российскую юрисдикцию. Из владения акциями вышла Morimoto — 6,04% ее акций были переведены в ООО «Внуково Альянс». Также прекратилось косвенное владение акциями «Внуково-Инвест» компании Cythercorp. В итоге «Внуково Альянс» стала прямым и косвенным (через «Сильвани») владельцем 80,95% во «Внуково-инвест».

Антон Фоминаналитик ФК «ИнстаФорекс»«Учитывая текущую политическую ситуацию и напряженные отношения с западными странами, где, как правило, и находятся наиболее популярные офшорные юрисдикции, перевод средств в Россию мог бы их обезопасить. И, вероятнее всего, именно из-за этого бизнес и начинает репатриировать свои капиталы в Россию из-за рубежа. Недавно Алишер Усманов объявил о переводе всех активов группы «Металлоинвест» в Россию, а это порядка 15-20 миллиардов долларов».

Тем временем частные активы Домодедово не требуют консолидации. Юридические лица, которые осуществляют деятельность на этих воздушных воротах Москвы, уже собраны в одном бизнес-периметре.

Решение объединить в единый бизнес-периметр компании, которые оказывают услуги в столичных аэропортах, приняли на совещании у Владимира Путина 3 июля 2013 года. Консолидация активов аэропортов — необходимое условие для приватизации госдолей (Шереметьево и Внуково) и концессионных соглашений с операторами аэропортов на аэродромы (по всем трем аэропортам).

Эксперты отмечают, что переводы активов аэропортов Внуково и Шереметьево из зарубежных юрисдикций в российскую имеют большой смысл. Только отечественные компании смогут в перспективе рассчитывать на получение определенных государственных гарантий по привлеченному финансированию, что особенно актуально для крупных инфраструктурных объектов. Тем более, в той ситуации, которая складывается сегодня на мировой политической и экономической аренах.

Как и у всех инфраструктурных компаний, рентабельность аэропортов довольно низкая — менее 15%. Доходы генерируются за счет пассажиропотока и грузооборота, предоставления наземного обслуживания авиакомпаниям, оказания услуг пассажирам, аренды площадей, торговли duty-free, рекламы.

Аэропорт «Домодедово». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Рекомендуем:

  • Фотоистории