16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.48 / ₽ 8233
  • RTS1186.79
4 февраля 2015, 14:34 ПолитикаКонфликты

«Снять корону и договариваться», или референдум о судьбе юго-востока Украины

Лента новостей

Народный депутат Украины Виктор Балога, которого за его влиятельность называют «хозяином Закарпатья», предложил вынести на общеукраинский референдум вопрос, продолжать войну или отпустить Юго-Восток?

Народный депутат Украины Виктор Балога.
Народный депутат Украины Виктор Балога. Фото: Игорь Головниов/ТАСС

Минские разглашения. Financial Times утверждает, что президент Украины Петр Порошенко угрожал Владимиру Путину раскрытием данных о пленных российских солдатах в Донбассе.

Как утверждает издание, украинский президент в разговоре с Путиным заявил, что его администрация опубликует в Интернете данные о сотнях солдатских жетонов, изъятых у погибших или захваченных в плен в Донбассе российских военнослужащих. Также Порошенко пообещал, что чиновники свяжутся с матерями и женами российских солдат и расскажут им о судьбе близких. При этом издание не уточняет, когда и где состоялся разговор двух президентов.

По данным FT, угроза прозвучала в тот момент, когда украинская армия отступала и нуждалась в перемирии. По данным издания, после этого разговора Кремль изменил свою позицию.

Комментирует гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Константин Симонов: Мне кажется, что это какая-то байка, потому что, если ты шантажируешь, то ты должен четко понимать, что ты хочешь взамен. Что такого может потребовать Порошенко от Путина? Прекращения войны в Донбассе? США активно требуют от Порошенко более жестких действий в отношении России, и любые аргументы, которые бы доказывали четко совершенно наличие солдат регулярной армии в Донбассе, безусловно, были бы использованы. Потому что и в YouTube все эти ролики, все, что находят, тут же там появляется. Если они уже имеют сто жетонов, какой им смысл держать? Одна из проблем сейчас заключается в том, что каждая из сторон боится, что другая ее обманет. Ну, у него есть сто жетонов, он просит Путина сделать что-то, и Путин думает, ну хорошо, я это сделаю, а он меня обманет, как я ему могу доверять.
Ну, вот референдум. Бывший заместитель Коломойского Геннадий Корбан выступил тоже с заявлениями, сказал: «Местные политики должны понять, если у них не удался блицкриг, тогда нужно снять корону и договариваться так, как это делают в бизнесе». По вашему мнению, в Донбассе такой сценарий возможен?
Константин Симонов: Действительно, сейчас это история любопытная. Почему? Потому что одна из немногих стратегий позитивных, которые просто хоть как-то могут позитивно сказаться на этой ситуации, это как раз полный раздрай в украинской элите, конфликты. Мы мотивы крупных бизнесменов Украины прекрасно понимаем, когда в пять раз увеличили военный бюджет, все мужское население призывают в армию, запрещают им выезд из страны, вы прекрасно понимаете, будущее ваших активов. А если учесть специфику Украины, где очень хитрые все время отношения между властью и бизнесом, идет война в Донецке, но при этом бизнес-отношения все равно продолжаются. Я помню еще первое наступление на Мариуполь, по городу стреляют, а по некоторым заводам почему-то нет, туда никакие снаряды не залетают. Это достаточно любопытная история, но при этом мы понимаем, что те люди, которые сейчас называются в числе инициаторов этого референдума, это, действительно, достаточно авторитетные игроки, многие из которых на самом деле являются не просто игроками, а феодалами. То есть, они контролируют целые территории. Тот же Коломойский, он же не губернатор, он фактически владелец, можно сказать, целого региона, практически феодал, который вынужден сейчас платить дань федеральному центру. Он понимает, что его феодальная республика сейчас может быть ликвидирована, потому что эта дань станет довольно большой. Так что я не хочу сказать, что этот сценарий обязательно реализуется, но, по крайней мере, при всей, может быть, циничности такого подхода, США все равно, что будет с Украиной через год, и Яценюку, честно говоря, похоже, все равно, да и Порошенко не исключено, что все равно. А вот Коломойскому, Ахметову, Фирташу, вообще-то, не все равно.
Фигурируют варианты чеченского сценария. Вы что думаете?
Константин Симонов: Чеченский сценарий, мы же прекрасно помним, как там развивалась ситуация. То есть, нашли лояльных чеченских командиров, которые потом стали новой чеченской элитой, уже в рамках РФ. Поэтому, чтобы реализовался чеченский сценарий, вам нужно выполнить два условия, если мы говорим, конечно, что, грубо говоря, в роли России там выступает Киев, а в роли Чеченской республики выступает Донбасс. Значит, Киев должен, во-первых, получить какое-то серьезное военное преимущество и показать какие-то военные успехи, а во-вторых, найти предателей внутри Донецкой республики, которые согласятся перейти на сторону официального Киева. А проблема в том, что все-таки, конечно, сейчас мы видим военный паритет определенный есть. Стороны сопоставимы по масштабам, и чтобы начался какой-то мирный процесс, какая-то из сторон должна начать побеждать.
Заявление США как вы оцениваете, что они не будут поставлять оружие Украине?
Константин Симонов: Я всегда рассчитывал на то, что трезвомыслие должно побеждать в этом мире, потому что самый худший сценарий, мы же прекрасно понимаем, это вовлечение НАТО и России в военный конфликт на Украине. Вот это самый худший сценарий, которого надо избежать любой ценой. Поставки оружия со стороны НАТО Киеву, это важнейший шаг на пути реализации вот этого самого чудовищного сценария. Поэтому, если США откажутся от этого, это, конечно, огромный плюс, и я думаю, что Россия она же тоже действует действиями Запада. Когда Запад давит, Россия отвечает, если Запад готов делать шаги назад, я думаю, что и Россия тоже проявит готовность к этому.

Газета.Ru пишет, что влиятельные украинские политики выступили против продолжения войны с сепаратистами в Донбассе и предложили вынести этот вопрос на общенациональный референдум.

Народный депутат Украины Виктор Балога, которого за его влиятельность называют «хозяином Закарпатья», предложил вынести на общеукраинский референдум вопрос, продолжать войну или «отпустить» Юго-Восток? По мнению депутата, выбор простой: «Цивилизованное расставание или война на годы, которая ослабит государство, добьет экономику, сделает каждого украинца еще беднее».

Ранее заместитель губернатора Днепропетровска Коломойского Геннадий Корбан выступил с похожими заявлениями. Он сказал: «Местные политики должны понять: если у них не удался блицкриг, тогда нужно снять корону и договариваться. Так, как это делают в бизнесе».

Накануне президент Украины Порошенко заявил на брифинге в Харькове, что есть принципиальные вещи, которые не могут быть предметом для компромисса. «Украина не будет федеративной, а останется унитарным государством», 85% граждан страны поддерживают эту идею, — сказал Порошенко.

При каких условиях Киев может согласиться на референдум об отделении Донбасса, и разрешит ли это конфликт? Комментарий украинского политолога, директора Института глобальных стратегий Вадима Карасева.

Вадим Карасевукраинский политолог, директор Института глобальных стратегий«Я понимаю Балогу, он представитель Закарпатья. В Закарпатье проблемы с мобилизацией. Многие имеют в Закарпатье по несколько паспортов, там венгерская община очень большая, словацкая. Поэтому в Закарпатье сложная ситуация с призывом. А что касается опросов, то еще в конце года был очень большой репрезентативный опрос Киевского международного института социологии (это очень авторитетное издание): 60% выступили за военное решение и 80% за то, чтобы Донбасс был в составе Украины. Конечно, сейчас под влиянием событий, наверное, цифры изменились, но многие выступают за военное решение вопроса, под этим подразумевая не свое личное участие, а как бы участие армии абстрактно. Скажем так, половина на половину сторонников и противников военного решения. Референдум тут ничего не даст, он только внесет раскол. Факт, что на уровне топ-политиков ставится вопрос, что надо как-то определяться, что петлять между войной и миром и держать Украину на грани войны, уже, наверное, недостаточно. Тут нужны четкие, ответственные и, не побоюсь этого слова, судьбоносные решения. Россия же прошла такой момент, у нее тоже были проблемы с Чечней, тем не менее, выгребли, нашли формулу сожительства республики в составе РФ».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию