16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.41 / ₽ 8227
  • RTS1186.79
2 марта 2015, 17:26 Право

Нет оснований. Навального не выпустили из-под ареста на похороны Бориса Немцова

Лента новостей

Оппозиционер просил день на прощание со своим другом, так как закон позволяет в определенных случаях приостановить отбытие административного ареста. Однако суд не нашел «исключительных обстоятельств» для этого

Оппозиционер Алексей Навальный.
Оппозиционер Алексей Навальный. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Алексей Навальный не сможет проститься со своим другом и соратником Борисом Немцовым. Так решил Пресненский суд Москвы, отклонив просьбу оппозиционера, просившего приостановить на день его административный арест для участия в гражданской панихиде и похоронах. Однако судья Ирина Зубова решила, что «исключительных обстоятельств» представлено не было.

На заседании суда сам Алексей Навальный не присутствовал. С 19 февраля он отбывает 15 суток, которые ему были назначены за раздачу агитационных листовок в метро. Несколькими днями раньше блогер призывал граждан прийти на антикоррупционный марш «Весна». В нем должен был участвовать и сопредседатель партии РПР-ПАРНАС Борис Немцов, который трагически погиб накануне акции оппозиции. Пули киллера настигли его в сотне метров от Кремля, когда вечером 27 февраля политик шел домой по Москворецкому мосту вместе со своей подругой — моделью Анной Дурицкой.

Навальный обратился в суд с просьбой отпустить его на похороны друга, тем более что закон позволяет в определенных случаях приостановить отбытие административного ареста.

Пятиминутное слушание

Заседание суда не заняло и пяти минут. Его вела та же судья, которая отправила Навального в спецприемник для административно задержанных. Она озвучила обращение арестованного. Тот сообщал, что знал Немцова больше десяти лет, они вместе занимались оппозиционной деятельностью и были политическими соратниками.

Адвокат заявителя Иван Жданов попросил отпустить его подзащитного на сутки — с 6 часов утра 3 марта до 6 часов утра 4 марта. «Этого времени будет достаточно, чтобы Алексей мог подготовиться к гражданской панихиде и похоронам, которые пройдут на Троекуровском кладбище», — сказал он. Он призвал судью пойти навстречу оппозиционеру по гуманитарным соображениям, заверив, что тот досидит административный арест позже. «В административное наказание не входит такое жестокое наказание как невозможность посетить похороны близкого человека», — заметил юрист, и на вопрос судьи — был ли погибший близким родственником его доверителя — ответил отрицательно.

В совещательной комнате судья провела час. Выйдя оттуда, Ирина Зубова констатировала: «Ни Навальный, ни его защитники не представили исключительные основания, предусмотренные частью 3-й, статьи 17 федерального закона «О порядке отбывания административного ареста» от 26 апреля 2013 года». В ней, в частности, говорится, что человек может быть отпущен на свободу «в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица».

Директор ФБК: «Я просто в шоке»

Защитник Навального, а также присутствовавший на заседании директор Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Роман Рубанов не скрывали своего разочарования. «Я просто в шоке от решения суда, который счел, что сметь Немцова — это не исключительное обстоятельство», — признался последний. Иван Жданов в свою очередь назвал решение суда «незаконным, жестоким и циничным». Уже сегодня защитник намерен обжаловать судебный акт. «Мы понимаем, что это маловероятно, но надеемся, что Мосгорсуд рассмотрит наше обращение оперативно и Навальный успеет, если не на гражданскую панихиду, то хотя бы на похороны», — сказал он BFM.ru. Однако, как заявили BFM.ru в Мосгорсуде, жалоба Навального будет рассмотрена 4 марта, когда тело его друга уже предадут земле.

Правозащитники с возмущением восприняли решение суда. По мнению лидера движения «За права человека» Льва Пономарева, оно свидетельствует о том, что «власть будет продолжать очень жесткую линию по отношению к либеральной оппозиции и не собирается идти на уступки». Пономарев отметил, что есть масса примеров, когда судьи отпускали на похороны близких людей обвиняемых в тяжких уголовных преступлениях. Так, всего несколько дней назад тот же Пресненский суд Москвы позволил находящейся под домашним арестом и обвиненной в хищении 3 млрд рублей фигурантке уголовного дела «Оборонсервиса» Евгении Васильевой отлучится на похороны бабушки в Санкт-Петербург.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева не видит в этой связи «ничего удивительного». «По всей видимости, Васильева вызывает больше симпатий у судей и прокуроров, чем Навальный», — предположила она. Правозащитница считает, что в России судьи «отличаются жестокостью, бесчеловечностью и равнодушием к нормальным человеческим чувствам».

По словам бывшего сотрудника МВД, адвоката Владимира Жеребенкова, формально судья Ирина Зубова права. «К категории близких лиц, ка правило, также относят родственников — двоюродных братьев, сестер, теть и дядь, — говорит он. — Друг к этой категории не относится». При этом он добавил, что в каждом случае решение отпустить человека на похороны судьи и следователи принимают «на свое усмотрение, и исходя из личных моральных качеств». Жеребенков вспомнил, что в свое время следователь опустил из СИЗО на похороны сына его подзащитного — бывшего сотрудника МУРа Игоря Островского, проходившего по громкому делу «оборотней в погонах». Фигуранту вменялась довольно серьезная статья — участие в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ). «Думаю, что в случае с Навальным ничего страшного бы не произошло, тем более что у него административный арест. Но, как известно, судьи у нас страдают обвинительным уклоном. Хотя, по закону, судья права», — заметил Жеребенков.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию