«Убийство Немцова не политическое, но уже имеет политические последствия»
Лента новостей
В администрации президента считают абсурдными сообщения о существовании «расстрельного списка». В нем якобы значатся имена Алексея Венедиктова, Михаила Ходорковского и Ксении Собчак
Дмитрий Песков назвал абсурдом существование так называемого расстрельного списка из представителей российской оппозиции. В СМИ появилась неофициальная информация о том, что убийство Немцова не единственное — следующие в очереди якобы Алексей Венедиктов, Михаил Ходорковский и, возможно, Ксения Собчак.
Новые версии убийства возникают практически каждый день. Изложенная в «Росбалте», о том, что заказчика убийства Немцова не будет, вызвала бурю общественного негодования. Это произошло несмотря на то, что следствие ничего официально по этому поводу не заявляло. Тем не менее в этот же день в «МК» появились материалы, которые опровергали доводы «Росбалта». Затем подключилась «Новая Газета». По информации издания, президенту представлен доклад о ходе расследования убийства Немцова. Там фигурировало имя организатора преступления. Его зовут Руслан, если верить данным журналистов, он имеет звание майора и является родственником крупного чеченского силовика. Последнее определение уже несколько раз употреблялось, в связи с установлением родственных связей подозреваемых в совершении убийства. Вслед за этим появились уже политические выводы. В частности, предположение о недовольстве собственно федеральных силовиков безнаказанностью кадыровцев, а также об информационной атаке на самого чеченского лидера. Ну и, наконец, история с расстрельными списками. Ксению Собчак, как известно, во время похорон Немцова предупредили, что она следующая. Некие люди вывесили на Новом Арбате баннер с портретами оппозиционеров, которые «создают атмосферу нетерпимости».
Алексей Мухинполитолог«Лидеры протестных групп в последнее время немало сделали для того, чтобы эмоционально, но в негативном ключе возбудить общественные настроения. И вот сейчас, что называется, пошла ответка. Те негативные эмоции, которые они пробудили, сейчас обратились на них самих, потому что таков закон медиа: если ты являешься источником агрессии, если ты делаешь необдуманные и резонансные заявления, то, в конце концов, оказываешься жертвой аналогичной реакции общества».
Главной причиной убийства Немцова считалась религиозная нетерпимость. Основной подозреваемый Заур Дадаев вроде как дал признательные показания: да, отомстил Немцову за клевету на ислам. Однако затем к бывшему замкомандира батальона «Север» в Лефортово приходит группа провозащитников. И он им сообщает, что на самом деле ни в чем не признавался — его вынудили. О том же говорят и другие фигуранты. Все это попадает в прессу, и ситуация меняется прямо пропорционально. Уже нет никакой основной версии, а исламский фактор отходит на второй план. Зато появляется загадочный Руслан — родственник высокопоставленного чеченского силовика. СКР грозит правозащитникам уголовным делом — превышают свои полномочия: они должны следить за содержанием подозреваемых а не вмешиваться в следственный процесс.
Павел Салинполитолог«У нас сейчас элита разделилась на две большие группы, вот после всех крымских событий, конфронтации с Западом, которые можно назвать умеренными и сторонниками жесткой линии. Думаю, что именно как раз убийство Немцова — это убийство не политическое, но оно уже имеет политические последствия. И каждая из групп интересов в элите, она пытается использовать это событие, встроить их в собственные стратегии, которые были разработаны задолго до убийства».
Пока не меняется лишь одно: группу чеченцев по-прежнему считают исполнителями преступления. Вариантов на тему того, кто заказчик будет еще немало. Видно, что событие действительно спровоцировало противостояние внутри элит, причем не только в Москве, но и на Северном Кавказе. Ситуация в российской внутренней политике и общественной жизни после смерти Немцова явно меняется.