16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
30 марта 2015, 05:09 Стиль жизниКультура

«Тангейзер»: развязка. Глава театра уволен, а для режиссеров создан прецедент

Лента новостей

Верующие Новосибирска обвинили режиссера и главу театра в осквернении религиозных символов. Они стали фигурантами административных дел, но суд признал деятелей культуры невиновными

Бывший директор Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Борис Мездрич.
Бывший директор Новосибирского театра оперы и балета (НГАТОиБ) Борис Мездрич. Фото: Евгений Курсков/ТАСС

Развязка истории спектакля «Тангейзер». Приказом Минкульта уволен директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич. Его место займет гендиректор Михайловского театра Владимир Кехман. Судя по всему, он будет совмещать две должности. С высокой долей вероятности «Тангейзер» будет убран из репертуара театра.

Таким образом, противостояние оскорбленных верующих и сторонников постановки закончилось победой первых. В обществе есть опасение, что подобный сценарий распространится и на другие государственные театры.

Новый директор Новосибирского театра оперы и балета Владимир Кехман, комментируя историю с «Тангейзером» заявил буквально следующее: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление». Накануне того, как вышел приказ Минкульта об увольнении Бориса Мездрича, в Новосибирске прошел митинг против показа «Тангейзера» и «молитвенное стояние в защиту чувств верующих». Акция «Защитим святыни — спасем Россию» была согласована и заявлена на три тысячи человек. Главным спикером был депутат Государственной Думы бывший боксер-супертяжеловес Николай Валуев. Он заявил о том, что общество и власть не должны допускать подобные постановки. Другой участник митинга протоирей Александр Новопашин резюмировал: «Мы должны сказать решительное «нет» тем, кто пытается загнать нас в так называемое культурное гетто». Ну а выводы сделало министерство культуры, отмечает замминистра Владимир Аристархов.

Владимир Аристарховзаместитель министра культуры РФ«Общество раскололось. Недопустимы постановки на бюджетные деньги того, что раскалывает наше общество и оскорбляет огромную массу населения. Поэтому были даны рекомендации Борису Мездричу, а именно: убрать скандальный постер, который возмущает верующих — и правильно возмущает, — объяснить зрителям и общественности, что имелось в виду, что Вагнер имел в виду и что пытались донести постановщики. И самое главное, извиниться перед вольно или невольно оскорбленными людьми. К сожалению, этого сделано не было».

Постановка Тимофея Кулябина, который интерпретировал оперу Рихарда Вагнера, вызвала масштабный скандал в российской культуре. Православная общественность Новосибирска и лично митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обвинили молодого режиссера и директора театра Бориса Мездрича в «намеренном осквернении религиозных символов». Прокуратура возбудила административные дела. Однако Десятый мировой суд Новосибирска признал обоих невиновными «за отсутствием состава правонарушения». Тогда митрополит Тихон написал открытое письмо Владимиру Мединскому с требованием снять оперу с репертуара театра. Решение создает прецедент, продолжает журналист Дмитрий Губин.

Дмитрий Губинжурналист«То, что это будет лояльно — ну, боюсь, это же не только Новосибирский оперный театр. Как бы это еще не ждало и Мариинский, и БДТ, а в ближайшей перспективе — МХАТ, где ставит Богомолов, а также «Гоголь-центр» Серебренникова».

После решение мирового суда казалось, что конфликт закончился победой театральных деятелей. Вообще-то для них все могло сложиться намного хуже. Уголовный кодекс, как известно, дополнен статьей за оскорбление чувств верующих. Если есть статья, значит, могут быть и фигуранты, но нет. Получился своеобразный компромисс. Произведение, по сути, закрыли, но пока без тяжелых последствий для авторов. Марк Захаров еще до решения Минкульта пригласил Тимофея Кулябина в свой театр для постановки любого спектакля. Возможно, это очень большой рост для режиссера, если общественность вновь не возмутится. Любой спектакль или кино теперь, скорее всего, придется ставить с еще большей оглядкой, чтобы не задеть ничьи чувства.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию