16+
Среда, 23 мая 2018
  • BRENT $ 78.66 / ₽ 4841
  • RTS1177.32
20 апреля 2015, 16:36 Недвижимость

Впервые за 43 года Россия обогнала Францию на рынке торговой недвижимости

Лента новостей

Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе. Впервые за 43 года Франция уступила свою позицию. Эксперты рассказали, на чем основан такой рывок нашей страны и есть ли в этом повод для гордости

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Крупнейший рынок торговой недвижимости в Европе — российский. По объему торговых площадей Россия обогнала лидера последних 43 лет — Францию. К концу прошлого года общая площадь торговых центров в России превысила 17,7 миллиона квадратных метров, во Франции — 17,66 миллиона квадратных метров, отмечается в отчете Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость Европы». На третьем месте — Великобритания с общим объемом предложения 17,1 миллиона квадратных метров.

Хотя Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, новое строительство сосредоточено в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты общей площадью 2,2 миллиона квадратных метров, в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более, чем в 2 раза меньше — 981 000 квадратных метров.

Некоторые участники рынка не видят поводов для гордости в том, что Россия стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе. Цены на торговую недвижимость упали местами на 25%, арендаторы уходят или требуют льготных условий. Мировое лидерство по объёмам торговой недвижимости получено за счёт ввода в эксплуатацию проектов, начатых задолго до кризиса, считают эксперты.

Артем Цогоевуправляющий партнер Московской центральной биржи недвижимости«Это достижение было результатом проектов, которые реализовывались на протяжении последних трех лет. Вместе с тем, в торговой недвижимости сейчас такие серьезные проблемы и рост доли вакантных площадей, и из этой ситуации рынку нужно каким-то образом выходить. Характерно для кризисов, то есть это перевод арендаторов на процент от оборота взамен фиксированной арендной ставки, либо какие-то смешанные варианты. И если речь идет о ставках аренды, то в некоторых торговых центрах были отмечены понижения ставок. На рынке главенствует арендатор, он может диктовать свои условия, у арендатора сейчас достаточно большой выбор. Арендаторов торговых сетей у нас достаточно немного. Если сравнить с той же Францией, то во Франции намного больше торговых операторов».

Начало 2015 года оказалось рекордным. По данным консалтинговой компании JLL, на рынок Москвы вышло около 250 тысяч квадратных метров. Это наивысший показатель первого квартала за всю историю рынка. Новые торговые центры остаются без арендаторов или заполняются лишь частично.

Валерия Мозгановаруководитель отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM«Для нынешнего положения дел в российской экономике и в российской, в частности, московской коммерческой недвижимости это абсолютная катастрофа. Даже те проекты, которые вводились в середине 2014 года, стоят сегодня незаполненные. Есть статистика, согласно которой новые проекты заполнены, дай бог, на 20%, на 30%, все остальные площади пустуют, потому что все попытки перейти на рублевые расчеты, зафиксировать ставки, давать какие-то бонусы, все попытки, предпринимаемые владельцами этих торговых центров, приводят лишь отчасти к положительному результату. В основном площади стоят пустыми и снимаются только там, где старый, проверенный пул якорных арендаторов и уже четкое позиционирование самого торгового центра, то есть в основном в торговых центрах с историей. Новички чувствуют себя чудовищно».

Дело в панических настроениях арендаторов, вызванных украинским кризисом, санкциями, ослаблением рубля, считают эксперты. Значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры сейчас сосредоточены на оптимизации существующих площадей. По словам экспертов, ситуация схожа с 2009 годом, когда на рынок вышли объекты, начатые до кризиса, но визуально заполненность ТЦ была намного выше.

Набольшее количество проектов запланировано к реализации в России и Турции при довольно низкой обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Однако развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации.

Максим Карбасникоффпартнер, руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России«С марта 2014 года Российский рынок торговой недвижимости испытывает небывалое давление. Украинский кризис и последующие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, особенно четко проявившееся во втором полугодии прошлого года, вызвали у арендаторов практически паническую реакцию. Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей, а не на открытии новых торговых точек. Тем не менее, стабильные продажи на рынке розничной торговли в 1 квартале 2015 года, укрепление курса рубля, низкий уровень вакантных площадей в существующих торговых центрах и в определенной степени ограниченное новое предложение позволяет надеяться на оживление рынка».

Девелоперы стремятся поддержать спрос на малые или устаревшие проекты путем расширения и реконструкции объектов на крупнейших рынках Западной Европы. Тем временем в Восточной Европе строятся «суперрегиональные» объекты с широкой зоной охвата. Подобные тенденции будут также наблюдаться в 2015 и 2016 годах, отмечают в Cushman & Wakefield.

Рекомендуем:

  • Фотоистории