16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.00 / ₽ 8141
  • RTS1171.06
9 мая 2015, 15:29 Общество

«Так для меня закончилась война». Рассказ ветерана

Лента новостей

Как и на что живут сегодня ветераны, сколько их осталось, и какие истории любят и не любят вспоминать участники войны? Business FM приводит статистику, а также рассказ Михаила Ивановича Кабанова, которого война застала, когда ему было 16 лет

Ветераны Великой Отечественной войны.
Ветераны Великой Отечественной войны. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Забота о ветеранах — приоритет социальной политики, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев накануне празднования 70-летия Победы. Глава правительства признал: системную поддержку развернули лишь в последние годы. До этого денег не было.

На моей памяти ни один чиновник и ни один бюрократ на запрос BFM.ru не отвечал так оперативно и так четко, как это сделал ветеран Великой Отечественной войны, начальник Отдела социальной защиты Российского союза ветеранов Владислав Николаевич Лачугин. Полная статистика. По состоянию на март в стране: 45 381 инвалид ВОВ, 131 778 блокадников, миллион 622 тысячи тружеников тыла, 67 300 бывших узников концлагерей и 115 тысяч участников ВОВ с удостоверениями. Настолько точен не был даже президент страны.

Владимир Романенкозаместитель председателя «Российского Союза ветеранов»«Одну цифру озвучил президент — 248 000 на всю страну осталось живых. Но там явно еще ветераны труда. По нашим данным, которые сверены с пенсионным фондом, которые мы получаем от них каждый квартал, вот именно участников боевых действий живых осталось в пределах 97 000-98 000. И каждый месяц убывает 7 000-9 000».

Ежемесячное денежное обеспечение ветеранов складывается из пенсии и разного рода выплат. Владислав Николаевич Лачугин просуммировал все:

Владислав Лачугинначальник Отдела социальной защиты Российского союза ветеранов«Инвалиды войны получают 32 150 рублей, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним — 33 535 рублей. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей — 16 847 рублей. Труженики тыла — у них общая сумма порядка 15 000 рублей. И члены семей погибших участников, у них получается 22 232 рублей».

По его словам, ситуация с оказанием поддержки ветеранам заметно улучшилась с 2002 года. С 2008-го по 2015-й жильем были обеспечены 280 946 ветеранов и членов семей погибших участников войны — на это было потрачено 295,2 миллиарда рублей. В планах на 2015-й год — выделить еще 12,5 миллиарда и помочь еще десятку тысяч ветеранов. Впрочем, за это же время были и скандалы с автомобилями «Ока», с инициативами о вручении ветеранам подержанных гаджетов и многое другое. Регионы жалуются на нехватку денег. А ветераны даже о самых ужасных годах своей жизни рассказывают, сохраняя бодрость духа. «Я кратко пройдусь по всей войне, которая на меня свалилась» — так начал свой рассказ Михаил Иванович Кабанов.

Михаил Кабановветеран Великой Отечественной войны«Я окончил восьмой класс, мне было 16 лет. Зашли в столовую, купили там по бутылочке лимонада, и вот в это время по радио выступил Молотов. Но мы настолько были настроены, воспитаны, идем домой и говорим: «Ну, дадим мы этим фашистам!» Я отлично знал немецкий язык. Меня приняли в разведывательно-диверсионную команду. Разные задачи ставились. Одна из задач была такая: воспитал немецкому языку преподаватель, немец с Поволжья, Павел Константинович Грип. Я был старостой класса и очень старался освоить этот немецкий язык. И вдруг оказывается, что этот мой преподаватель оказался в немецкой комендатуре в качестве переводчика, и мне ставится задача находиться в определенном месте, и как только он будет проезжать, а это уже декабрь 1941 года, температура до минус 45 градусов доходила, как только увижу, что едет, я должен был подать команду: рукой махнуть через дорогу и поднять уши у шапки при сорока пяти градусах. Указать его. Но там низина была через метров триста. Я считал, что обязательно там его расстреляют. Вдруг этот преподаватель остановил лошадей, соскакивает с облучка и говорит: «Миша, я вижу, зерна, брошенные мной в тебя, не пропадают даром». В это время закричали дети — «Миша, Миша, Миша!» А мы были знакомы. У него два сына: один мне ровесник, второй помладше на один год. Мы очень дружили, и вот эти маленькие дети, я догадывался — сейчас их там расстреляют. Я не подал команды и ушел, и до 1970 года об этом я никому не рассказывал. А в 1970 году я узнал, что он оказался нашим разведчиком и со всей семьей, немцами, в 1944 году был расстрелян. Вот один из эпизодов моей службы. 27 января 1945 года я участвовал в освобождении лагеря смерти Освенцим. Страшнее, отвратительнее — ну все было, погибали люди, и я два ранения имел, — но такой мерзости я больше нигде не встречал. Война для меня закончилась в Торгау, в Германии. Ночью начальник штаба вышел — и стреляет из пистолета: «Ребята, конец войны!» У нас были сухие пайки. Мы их развернули, нашли бочонок, примерно литров 40-50, и на нем написано, что это этиловый спирт. Не успели мы его открыть, нам команда «Тревога!» А я уже автомобилистом был, не пехотинцем. Мы взяли стрелковую дивизию и выбросили ее западнее Праги и преградили путь немецкому генералу, там и Власов был перехвачен. Вот так для меня закончилась война. Я почему рассказал об этом бочонке: моя супруга — медицинский работник. Она рассказывала, что в этих бочонках не этиловый, а метиловый спирт. Фашисты специально для нас их подбрасывали, чтобы мы травились. И вот моя милая супруга рассказывала, что по 40 человек за смену гибли, ничем нельзя было спасти. А нас спасла команда «Тревога!» Вот так закончилась для меня война».

Михаилу Ивановичу Кабанову и его товарищам, которых осталось меньше ста тысяч, к 70-летию Победы государство подарит по 7 тысяч рублей. Что-то добавят регионы, Москва, например 10 тысяч. Труженики тыла от федерального центра к празднику получат по три тысячи рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию