16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.19 / ₽ 8217
  • RTS1178.69
15 мая 2015, 11:35 Политика

Россия и Франция разошлись на миллионы в споре за «Мистрали»

Лента новостей

Французская сторона якобы предлагает вернуть России около 780 миллионов евро за вертолетоносцы. Однако в России ущерб от отказа поставлять «Мистрали» оценивают в миллиард с лишним

Корабль типа «Мистраль».
Корабль типа «Мистраль». Фото: Marcus Brandt/EPA/ТАСС

Россия и Франция разошлись в оценке разрыва контракта по «Мистралям». Париж передал российской стороне свои предложения по расторжению контракта на поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль», пишет «Коммерсант», ссылаясь на собственные источники в сфере военно-технического сотрудничества. Они подразумевают возврат России около 780 миллионов евро, которые она сможет получить только после выдачи ее правительством письменного разрешения на продажу кораблей любой третьей стороне без всяких оговорок.

В Москве с таким подходом не согласны: «расходы и убытки» РФ в связи с разрываемым контрактом там оценивают в примерно 1,2 миллиарда евро и никаких разрешений на реэкспорт до того, как деньги будут возвращены, выдавать не намерены.

Источники «Коммерсанта» сообщают, что Франция рассчитывает вернуть лишь те деньги, что учтены в актах приемки работ. Россия в свою очередь, требует назад и средства, потраченные на обучение экипажа, строительство инфраструктуры для базирования вертолетоносцев во Владивостоке и работы по созданию специально под этот проект палубных вертолетов Ка-52К. Но это не единственное разногласие. Риски и расходы, связанные с демонтажем и возвратом уже установленного на корабли российского оборудования, Франция предлагает поделить поровну. В Москве же считают, что оплата должна осуществляться за счет компании-производителя DCNS, поскольку инициатором разрыва соглашения выступает именно французская сторона.

Помимо этого, в проекте по расторжению контракта значится пункт, согласно которому DCNS не вернет деньги заказчику до тех пор, пока «Рособоронэкспорт» и правительство России не дадут официальных письменных разрешений на продажу обоих кораблей. Но Минобороны Франции уже выдало сертификаты конечного пользователя на кормовые части кораблей, специально построенные для DCNS на Балтийском заводе. Сейчас они находятся в Минобороны РФ, и без согласия российской стороны реэкспорт невозможен. В связи с этим Россия будет требовать возврата до того, как Франции могут быть даны какие-либо разрешения на продажу.

И наконец, есть еще один юридический нюанс. DCNS строит свою позицию на том, что контракт прекращает свое действие по причине форс-мажора. Но правительства России и Франции пока согласились прекратить сотрудничество по строительству кораблей вовсе не в связи с «обстоятельствами непреодолимой силы». Как пишет «Коммерсант», в этом случае, Россия может воспользоваться правом обратной покупки, в этом случае французы возвращают денежные средства, потраченные российской стороной, но при этом Россия вправе выставить любую финальную цену без каких-либо обоснований. Такой вариант поддерживают в Минобороны РФ. Впрочем, время для официального объявления французской стороны о форс-мажоре еще есть: контракт оставляет ей такую возможность до 25 мая.

Париж пытается шантажировать Москву, полагает директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев.

Владимир Евсеевдиректор Центра общественно-политических исследований «Что хочет Париж? Париж хочет дать только часть той суммы, которую Россия истратила, и при этом, чтобы Россия обязалась, сняла свои ограничения на продажу «Мистралей» кому-либо. Россия на такой подход не пойдет. Россия может согласиться на продажу «Мистралей», например, Китаю. Но при этом она вовсе не обязана терять собственные деньги. Поэтому, я думаю, что если Париж не будет занимать конструктивную позицию, то, может быть, придется вернуться к той идее, которая была высказана в парижских СМИ, например, затопить «Мистраль». Я думаю, что от этого Париж ничего особенного не получит. Ведь самая большая проблема — даже не деньги, те, которые Париж может потерять. Сейчас речь об очень больших имиджевых потерях. К сожалению, в Париже этого понимания нет, и они пытаются Москву шантажировать. Шантаж для Москвы неприемлем. Если Париж не будет занимать конструктивную позицию, то Россия будет вынуждена передать дело в суд».

12 мая Le Point оценил срыв сделки в сумму от 2 млрд до 5 млрд евро. Французская газета Le Figaro в свою очередь сообщала, что Париж рассматривает возможность затопления в море вертолетоносцев «Мистраль» в случае расторжения контракта и отказа от их поставки в Россию. Незадолго до этого вице-премьер Дмитрий Рогозин в очередной раз исключил продажу «Мистралей» третьей стороне без разрешения Москвы. Он пояснял, что корабль сертифицирован, «начиная от табличек, заканчивая электропитанием», и сделан под технические требования ВМФ России. Кроме того, по словам вице-премьера, на кормовые части «Мистраля» российская сторона имеет сертификат конечного пользователя.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию