16+
Пятница, 19 октября 2018
  • BRENT $ 80.38 / ₽ 5266
  • RTS1126.97
17 мая 2015, 00:05 Технологии

Падение «Протона»: что ждет российскую космонавтику как бизнес?

Лента новостей

Эксперты утверждают, что сейчас никто не заинтересован в развитии этой отрасли в РФ. В приоритете — информационная и пропагандистская составляющие

Ракета Протон-М на космодроме Байконур.
Ракета Протон-М на космодроме Байконур. Фото: Roscosmos/Reuters

Протон опять упал, что теперь? Новая авария ракеты-носителя «Протон» произошла ровно год спустя после предыдущей. В результате и сама ракета, и дорогой, но, правда, застрахованный на 100% спутник утеряны.

«Протон» в отличие от «Союза» — тяжелая ракета. Ее аналоги — французская «Ариан-5» и украинский «Зенит-3», производство которой, впрочем, уже пару лет как приостановлено. Хотя любая ракета-носитель — изделие штучное (на создание обычно уходит около трех лет), тут уже можно говорить о дефекте конструкции, словно в каком-то серийном автомобиле, который из-за неисправности тормозной системы отзывают с рынка. Но настоящая причина в том, что кажется — помимо информационной и пропагандистской составляющих в развитии космоса в России сейчас почти никто не заинтересован, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрий Караш.

Юрий Карашчлен-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского«Кто-то чего-то недокрутил, недопаял. Кто-то недоконтролировал. А все это оттого, что недостаточно квалифицированный персонал работает на сборке ракетоносителей. Видимо, речь идет о том, что недостаточно эффективны испытания систем перед тем, как запустить ракетоноситель. А все это является следствием того, что, по большому счету, не нужна космонавтика российскому государству. Поэтому и отношение такое к результатам работы в ней. Поэтому упал очередной ракетоноситель… Ну и Бог с ним. В России денег хватит еще на один».

Сейчас цена коммерческого запуска тяжелой ракеты-носителя «Протон» составляет около 100 млн долларов. Однако она варьируется в зависимости от конъюнктуры, как рыночной, так и политической. Были моменты, когда она снижалась до 25 млн. У прямых конкурентов — европейцев и американцев — цены более прозрачные и стабильные. Особенно у частной компании SpaceX, которая очень скоро может стать главным подрядчиком NASA. Космическое ведомство США уже давно решило перевести запуски на аутсорсинг: нет смысла вкладывать деньги налогоплательщиков в громоздкую инфраструктуру. Пусть все эти проблемы решают частники. А основатель SpaceX Илон Маск грозится вскоре снизить цену вывода на орбиту одного килограмма полезного груза в 10 раз. Как настоящий бизнесмен Маск, конечно, несколько преувеличивает, но шансы на снижение цены вполне реальны. SpaceX в состоянии сделать запуски стоимостью в 10 раз меньше, что в два раза более дешево, чем в случае с российскими.

Игорь Марининглавный редактор журнала «Новости космонавтики»«У NASA ресурсы были не такие большие. Они еще в 90-е годы поручили разработку ракет-носителей частным предприятием. Эти частные предприятия, делая одноразовые ракетоносители, их до сих пор используют. Теперь Илон Маск, используя очень экономные средства и переманивая многих специалистов из Boeing, McDonnell Douglas пытается создать дешевую и конкурентоспособную ракету. Им вроде бы это удается. В 10 раз это относительно самой дорогой американской ракеты «Титан-4», а по моим прикидкам они хотят снизить до 50 млн долларов, при наших 100 млн долларов теперь».

Есть и еще один аспект. Мексиканский спутник MexSat-1, который был утерян в субботу утром, был застрахован на 100%, то есть вроде как финансовые потери клиента должны быть минимальными. Однако изначальной версией произошедшей с «Протоном» аварии стал отказ рулевых двигателей третьей ступени. Если она подтвердится, то это будет точно копией того, что произошло в прошлом году. Тогда напрашивается версия повторяющегося сбоя в технологической цепочке. В такой ситуации, если быстро не исследовать и не обнародовать реальной причины произошедшего, цена страховой премии резко вырастет, а конкурентоспособность «Протонов» снизится. Хотя есть и другой путь — нерыночный: начать искать шпионов и диверсантов и работать над «созданием идеологии работников ракетно-космической отрасли». Это уже предложил депутат ГД от ЛДПР Михаил Дегтярев. Если пойти по такому пути, что наверняка, — работы и возможностей продвижения по служебной лестнице прибавится у многих. Не прибавится лишь клиентов для российских ракет-носителей.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию