Куда идут украинцы в Москве. День на Киевском вокзале
Лента новостей
Корреспондент Business FM Иван Медведев провел будний день на перроне Киевского вокзала: встретил поезда с Украины и выяснил, куда отправляются украинцы, приехав в Москву, и зачем они едут в Россию
Где живут и как зарабатывают украинцы, приехавшие в Россию за последний год. Как заявляют в Федеральной миграционной службе (ФМС России), это без малого миллион человек. Многие ли решили остаться? Многие ли потянулись домой, и что стало с потоком сезонных рабочих?
Киевский вокзал, вторник 10:50. Прибывает сдвоенный поезд «Львов-Москва», «Ковель-Москва», 23 вагона. Соотношение мужчины-женщины — где-то 70 на 30. Встречающих мало, часто это бригадиры, на строительные работы людей они набирают дистанционно из Москвы.
Комментарий дает мужчина, встречавший поезд из Западной Украины, в камуфляжных штанах и черной футболке «Слава великим воинам Руси»:
Четверо приехавших ни разу не возразили бригадиру, но и не подтвердили сказанное им. Они молчали. Общаться с российским журналистом отказывались многие, но некоторые готовы были поговорить, как, например, один мужчина из Луцка. Он сказал, что работа там, на родине, в принципе, есть, но она малооплачиваемая и выжить на нее практически невозможно:
В России мужчина из Луцка занимается ремонтами, работает с разрешением, и денег ему вполне хватает:
По словам опрашиваемого мною мужчины, многие украинцы стремятся в Москву на заработки. Родственники просят помочь, но некоторый страх перед Россией у них все-таки есть: «думают, что раз украинец приедет, здесь будут их угнетать в чем-то».
Однако ему лично никто в России претензий не предъявлял, и в целом относятся с уважением:
Встретились мне и те, кто до этого дня в Россию на заработки не ездили ни разу. Например, мужчина из Львова немного растерялся, когда я спросил его про патент. Сказал, что в политику не лезет, приехал первый раз и «как бы к родственникам».
«Как бы к родственникам» — это значит, что через 90 дней мужчине придется ехать до границы, чтобы поставить новые штампы в миграционную карту. Для перевозчиков это целый бизнес: мигрант-такси из Москвы до границы и тут же обратно. С теми же пассажирами. Сотрудник компании «Мигрант-хелп» Сергей в последнее время фиксирует спад в активности украинцев:
Тот факт, что поезда теперь приходят сдвоенные, тоже говорит о том, что поток с Украины стал меньше, поделился со мной мыслями сотрудник РЖД-охраны, который сопровождал меня по территории (за что отдельное спасибо администрации вокзала).
Однако женщина, приехавшая из Житомира, настаивает:
Прояснить ситуацию, по идее, мог бы проводник, однако дама с бейджем «Укрзалізницы», перед тем, как громко захлопнуть дверью перед моим носом, сказала лишь: «Бэз коментарив! До побачення!».
Чуть более общительным оказался проводник поезда «Хмельницкий-Москва»:
— Я везу людей и все.
— Больше стало людей?
— То же самое.
— То есть никаких изменений вы не заметили?
— Единственное то, что перестали продавать билеты с Москвы и до таможни российской.
— А почему, никто не объясняет?
— Это решение вашего начальства.
Пассажиры этого поезда при виде диктофона, притворялись, что не слышат вопросов. Не под запись говорили, что приехали работать, так как на родине работы и раньше не было, а теперь стало еще хуже. На вопрос — почему в Россию, а не в Европу — приезжие из западных и центральных областей Украины чаще всего говорили: потому что здесь есть родственники.
Еще через полчаса на Киевский вокзал пришел поезд из Одессы. Почти пустой. Одного из немногих пассажиров встречала жена и маленький сын:
Мужчина отметил, что ситуация в Одессе значительно ухудшилась в экономическом плане, но людей в Россию ехать больше не стало: «примерно также».
С Донбассом железнодорожного сообщения нет, люди приезжают на автовокзалы. Менеджер одной из транспортных компаний по имени Евгений говорит, что украинцы потянулись домой:
По словам Евгения, в Россию украинцы приезжают по-разному:
«и как беженцы, и на работу»:
Пики притока фиксировались в августе 2014 года и в середине января 2015, то есть во время самых активных боестолкновений в районах Иловайска и Дебальцево, соответственно. Самую мощную нагрузку испытали приграничные с Украиной российские регионы, однако переселенцы выбирали не только Ростовскую, Брянскую и Белгородскую области и Москву. В Калуге людей сотнями расселяли по детским лагерям, а потом, когда им нужно было устраиваться более основательно, местные бизнесмены пытались предложить переселенцам работу. Трудиться меньше чем за 40 тысяч украинцы не хотят. С одной стороны, за съемную квартиру нужно платить 15-18 тысяч, плюс, нужно одеть детей. Но с другой, по 40 тысяч не всегда платят калужанам.
В Москве проблемы те же, говорит старший менеджер клининговой компании «Настенька» Лидия Баринова.
Лидия Бариновастарший менеджер клининговой компании «Настенька»«До войны была практически одна Молдова, Украины — раз-два и обчелся. Началась у них война, начали звонить месяца через два — нужна работа. Предлагаешь работу (зарплата у нас хорошая, без задержек), они не хотят работать, хотят директорами, а уборщица — да вы что? Говорят: «Вы нам обязаны, вы нам должны». Ну, извините, мы ничего не должны».
Таких сотрудников увольняют, и они едут домой. По данным портала Superjob, из 350 000 резюме жителей Украины в мае активны были примерно 35 тысяч, при этом почти половина соискателей хочет уехать из Украины.
Год назад таких было всего 35%. Из предпочтений по направлениям: в Россию — 32%, конкретно в Москву — 21% .
По профессиям, желающие уехать: это токари, слесари, мастера и прорабы — 23%; инженеры, конструкторы, архитекторы — 14%; няни и сиделки — 8%; медперсонал — 5% и еще 5% — управленцы.
По данным ФМС России, на момент присоединения Крыма на территории России находилось 1 миллион 606 тысяч граждан Украины, примерно на 300 тысяч больше, чем в 2013 году. Сегодня это уже 2,5 миллиона человек, из которых порядка 987 тысяч — украинские граждане, вынужденно покинувшие юго-восток Украины. За получением временного убежища обратились 356 тысяч человек, 325 тысяч уже получили соответствующий статус. Примерно по 500 заявлений ФМС получает ежедневно.