16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 89.25 / ₽ 8223
  • RTS1178.69
5 июня 2015, 14:24 Общество

Куда идут украинцы в Москве. День на Киевском вокзале

Лента новостей

Корреспондент Business FM Иван Медведев провел будний день на перроне Киевского вокзала: встретил поезда с Украины и выяснил, куда отправляются украинцы, приехав в Москву, и зачем они едут в Россию

Вид на Киевский вокзал.
Вид на Киевский вокзал. Фото: Сергей Узаков/ТАСС

Где живут и как зарабатывают украинцы, приехавшие в Россию за последний год. Как заявляют в Федеральной миграционной службе (ФМС России), это без малого миллион человек. Многие ли решили остаться? Многие ли потянулись домой, и что стало с потоком сезонных рабочих?

Киевский вокзал, вторник 10:50. Прибывает сдвоенный поезд «Львов-Москва», «Ковель-Москва», 23 вагона. Соотношение мужчины-женщины — где-то 70 на 30. Встречающих мало, часто это бригадиры, на строительные работы людей они набирают дистанционно из Москвы.

Комментарий дает мужчина, встречавший поезд из Западной Украины, в камуфляжных штанах и черной футболке «Слава великим воинам Руси»:

«Я могу сказать, что больше народу начало звонить с Украины сюда в Россию: расскажи, подскажи, может быть, где-то куда-то пристроишь? То есть там жизненный уровень ниже, ниже, ниже и ниже. Народ находит номер непонятно, где, звонит сюда со словами «помоги».

Четверо приехавших ни разу не возразили бригадиру, но и не подтвердили сказанное им. Они молчали. Общаться с российским журналистом отказывались многие, но некоторые готовы были поговорить, как, например, один мужчина из Луцка. Он сказал, что работа там, на родине, в принципе, есть, но она малооплачиваемая и выжить на нее практически невозможно:

«На еду и то не хватает, не говоря о том, что у меня семеро детей, многодетная семья, государство ничем не помогает. Жена работает на ферме, невозможно выжить».

В России мужчина из Луцка занимается ремонтами, работает с разрешением, и денег ему вполне хватает:

«Слава Богу, хватает: и домой отсылаю, и привожу, и начал строиться уже дома (на Украине)».

По словам опрашиваемого мною мужчины, многие украинцы стремятся в Москву на заработки. Родственники просят помочь, но некоторый страх перед Россией у них все-таки есть: «думают, что раз украинец приедет, здесь будут их угнетать в чем-то».

Фото: Павел Смертин/ТАСС

Однако ему лично никто в России претензий не предъявлял, и в целом относятся с уважением:

«Здесь вообще уважительно относятся к украинцам. Сколько работаю, никогда не было такого, чтобы плохо ответили русские на украинцев».

Встретились мне и те, кто до этого дня в Россию на заработки не ездили ни разу. Например, мужчина из Львова немного растерялся, когда я спросил его про патент. Сказал, что в политику не лезет, приехал первый раз и «как бы к родственникам».

«Как бы к родственникам» — это значит, что через 90 дней мужчине придется ехать до границы, чтобы поставить новые штампы в миграционную карту. Для перевозчиков это целый бизнес: мигрант-такси из Москвы до границы и тут же обратно. С теми же пассажирами. Сотрудник компании «Мигрант-хелп» Сергей в последнее время фиксирует спад в активности украинцев:

«Больше было, когда уже в начале года, с января и так уже поменьше стало».

Тот факт, что поезда теперь приходят сдвоенные, тоже говорит о том, что поток с Украины стал меньше, поделился со мной мыслями сотрудник РЖД-охраны, который сопровождал меня по территории (за что отдельное спасибо администрации вокзала).

Однако женщина, приехавшая из Житомира, настаивает:

«Последнее время, конечно, украинцев больше выехало, это однозначно. Мы работаем и живем тут, моя дочь приехала сюда учиться. Почему не на Украине? Я переживаю за ее будущее».

Прояснить ситуацию, по идее, мог бы проводник, однако дама с бейджем «Укрзалізницы», перед тем, как громко захлопнуть дверью перед моим носом, сказала лишь: «Бэз коментарив! До побачення!».

Чуть более общительным оказался проводник поезда «Хмельницкий-Москва»:

— Я везу людей и все.

— Больше стало людей?

— То же самое.

— То есть никаких изменений вы не заметили?

— Единственное то, что перестали продавать билеты с Москвы и до таможни российской.

— А почему, никто не объясняет?

— Это решение вашего начальства.

Пассажиры этого поезда при виде диктофона, притворялись, что не слышат вопросов. Не под запись говорили, что приехали работать, так как на родине работы и раньше не было, а теперь стало еще хуже. На вопрос — почему в Россию, а не в Европу — приезжие из западных и центральных областей Украины чаще всего говорили: потому что здесь есть родственники.

Еще через полчаса на Киевский вокзал пришел поезд из Одессы. Почти пустой. Одного из немногих пассажиров встречала жена и маленький сын:

«Я, уже тут работаю, нашел себе жену, живу и ни в чем себе не отказываю. Я не вижу ни каких конфликтов между Россией и Украиной».

Мужчина отметил, что ситуация в Одессе значительно ухудшилась в экономическом плане, но людей в Россию ехать больше не стало: «примерно также».

С Донбассом железнодорожного сообщения нет, люди приезжают на автовокзалы. Менеджер одной из транспортных компаний по имени Евгений говорит, что украинцы потянулись домой:

«Когда 20 человек едет, когда 30, когда 40, обратно то же самое, это не предсказуемо. Перевозчиков много, поэтому сегодня он на одном автобусе поехал, а завтра — на другом. А когда праздники, Пасха или Святая Троица, люди поехали. Нет праздников — автобус полупустой. В конце года, на Новый Год, народ ехал, ломился домой, отпраздновать Новый Год. Из Москвы дополнительные автобусы привозили. Сюда ехали пустые, назад — полные».

По словам Евгения, в Россию украинцы приезжают по-разному:
«и как беженцы, и на работу»:

«Многие сейчас домой возвращаются: перестали бомбить — возвращаются домой. Едет человек один, а сумок у него «миллион», полный автобус его только сумками забит, с вещами возвращаются домой».
Фото: Владимир Синдеев/ТАСС

Пики притока фиксировались в августе 2014 года и в середине января 2015, то есть во время самых активных боестолкновений в районах Иловайска и Дебальцево, соответственно. Самую мощную нагрузку испытали приграничные с Украиной российские регионы, однако переселенцы выбирали не только Ростовскую, Брянскую и Белгородскую области и Москву. В Калуге людей сотнями расселяли по детским лагерям, а потом, когда им нужно было устраиваться более основательно, местные бизнесмены пытались предложить переселенцам работу. Трудиться меньше чем за 40 тысяч украинцы не хотят. С одной стороны, за съемную квартиру нужно платить 15-18 тысяч, плюс, нужно одеть детей. Но с другой, по 40 тысяч не всегда платят калужанам.

В Москве проблемы те же, говорит старший менеджер клининговой компании «Настенька» Лидия Баринова.

Лидия Бариновастарший менеджер клининговой компании «Настенька»«До войны была практически одна Молдова, Украины — раз-два и обчелся. Началась у них война, начали звонить месяца через два — нужна работа. Предлагаешь работу (зарплата у нас хорошая, без задержек), они не хотят работать, хотят директорами, а уборщица — да вы что? Говорят: «Вы нам обязаны, вы нам должны». Ну, извините, мы ничего не должны».

Таких сотрудников увольняют, и они едут домой. По данным портала Superjob, из 350 000 резюме жителей Украины в мае активны были примерно 35 тысяч, при этом почти половина соискателей хочет уехать из Украины.

Год назад таких было всего 35%. Из предпочтений по направлениям: в Россию — 32%, конкретно в Москву — 21% .

По профессиям, желающие уехать: это токари, слесари, мастера и прорабы — 23%; инженеры, конструкторы, архитекторы — 14%; няни и сиделки — 8%; медперсонал — 5% и еще 5% — управленцы.

По данным ФМС России, на момент присоединения Крыма на территории России находилось 1 миллион 606 тысяч граждан Украины, примерно на 300 тысяч больше, чем в 2013 году. Сегодня это уже 2,5 миллиона человек, из которых порядка 987 тысяч — украинские граждане, вынужденно покинувшие юго-восток Украины. За получением временного убежища обратились 356 тысяч человек, 325 тысяч уже получили соответствующий статус. Примерно по 500 заявлений ФМС получает ежедневно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию