16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.48 / ₽ 8244
  • RTS1178.69
12 сентября 2015, 20:41 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Украинский кризис

Путин: судьбу Донбасса должна решать не Россия

Лента новостей

Так ответил президент Путин на предложение в Ялте одного из отдыхающих «взять Донбасс». Свое заявление глава российского государства сделал во время прогулки по набережной с бывшим премьером Италии Сильвио Берлускони

Президент РФ В.Путин и бывший премьер-министр Италии С.Берлускони в Крыму
Президент РФ В.Путин и бывший премьер-министр Италии С.Берлускони в Крыму Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Так ответил президент Путин на предложение в Ялте одного из отдыхающих «взять Донбасс». Свое заявление глава российского государства сделал во время прогулки по набережной с бывшим премьером Италии Сильвио Берлускони

«Душой и сердцем с Донбассом. Но, к сожалению, такие вопросы на улице не решаются, — сказал президент. — Это серьезный вопрос. Который касается судеб всей России людей, которые в Донбассе проживают».

Владимир Путинпрезидент РФ«Что касается исполнения минских соглашений, то альтернативы никакой другой нет, на мой взгляд, нет. И самое главное, что нужно сделать, — установить прямой контакт между киевскими властями и властями Донецкой и Луганской республик с тем, чтобы реализовать минские соглашения. А там, напомню, прямо написано: и изменения в конституцию, и закон о местных выборах должны быть приняты по согласованию с Донбассом. Такого согласования не проводится — и это ключевая проблема. Кроме этого должен быть принят закон об амнистии — как можно вести диалог с людьми, которые находятся под уголовным преследованием. И нужно, наконец, ввести в действие уже принятый ранее Радой закон об особом статусе этих территорий. Это все — ключевые элементы именно политического урегулирования».

Тем временем, Петр Порошенко заявил, что минский процесс по урегулированию ситуации в Донбассе не может быть продолжен в 2016 году. Все обязательства в рамках него должны быть выполнены до конца года, сказал украинский президент.

Возможно ли политическое урегулирование без прямого диалога Киева и ополченцев? Об этом — эксперт Института гуманитарно-политических исследований, российский политолог Владимир Слатинов.

Владимир Слатинов: Есть рабочие группы, где фактически этот диалог ведется. Нет прямого диалога, условно, Порошенко и Пушилина, и он вряд ли возможен. А в рамках рабочей группы этот диалог ведется. Ну, и самое главное — это «нормандский формат», который фактически сейчас активирован. Потому что, в общем, понятно, что в рамках этой четверки, по большому счету, все основные вопросы и решаются. Так что я думаю, что без прямого диалога Киева и руководства ДНР-ЛНР проблему можно продвигать вперед, находя соответствующие инструменты, которые и сегодня существуют. и которые можно использовать для того, чтобы политический мирный процесс все-таки был сдвинут с мертвой точки, а к этому сейчас есть предпосылки.
Возвращаясь к условиям, о которых говорил Владимир Путин. Касательно, например, амнистии участникам боевых действий, особого статуса территорий. Этот вопрос решаем с Киевом?
Владимир Слатинов: Я думаю, да. Потому что, с одной стороны, на Киев, все-таки давят европейские правительства, которым сейчас в значительной степени не до Киева. Есть огромная проблема мигрантов и одновременно проблема Северной Африки и Ближнего Востока. И в общем не зря в этом смысле Россия активизировалась в Сирии. Это такая многоходовка. Так что, из Берлина и Парижа на Киев будут давить. Как я уже сказал, понятно, что Киев будет пользоваться поддержкой Вашингтона. Но, тем не менее, Киев будут подталкивать к компромиссу. Понятно, что для Киева принципиальным является восстановление хотя бы относительного уровня политического контроля над этими территориями и проведение выборов по киевскому законодательству. Ну, и в конечном счете восстановление контроля над границей. Это, кстати, последний пункт выполнения минских соглашений, вокруг которого идет дискуссия, как я понимаю, в смысле сдвига сроков. Понятно, с другой стороны, что Москва будет, в том числе, через республики продвигать свою линию. Так что я думаю, что основа для компромисса есть. И самое главное, сформировались новые обстоятельства, которые способствуют тому, что окно возможностей для компромисса открыто. И сейчас важно, чтобы каждая из сторон проявляла способность к диалогу и компромиссу.
Слова Путина о том, что судьбу Донбасса решает не Россия. Каков посыл этого заявления? Кому адресованы эти слова?
Владимир Слатинов: Посыл очень простой. Я бы сказал, два посыла. Во-первых, приезд Берлускони в Крым — это однозначно посыл европейским лидерам, что они должны смириться, что вопрос Крыма закрыт. И те, кто настроен прагматически, должны соответствующим образом действовать. Да, туда приезжали уже парламентарии, но премьер, пусть и бывший, крупной европейской страны приехал впервые. Это очень четкий сигнал, в том числе европейским элитам. Но есть второй четкий сигнал — что вопрос по Донбассу, в общем, на настоящий момент закрыт. Потому что Путин сказал: не России это решать — первое. А второе — минские соглашения должны быть реализованы. Минские соглашения — это реинтеграция Донбасса в Украину. Другое дело, на каких условиях и в рамках какого формата. Вокруг этого, собственно, и будут вестись активные консультации, маневры в ближайшие пару месяцев. Для Киева важно либо восстановить политический контроль хотя бы относительный, либо заморозить конфликт. В этом смысле Киев настроен довольно жестко. Сам господин Кучма это прекрасно понимает, когда сказал, что можно отодвинуть эти сроки, и после этого Порошенко попытался его откорректировать. Но Москва будет согласна только на тот формат, который в той же степени ее устроит. Так что, субботнее заявление Путина о том, что можно отложить сроки, говорит о том, что Москва готова к диалогу, готова к компромиссу, но компромисс может быть достигнут не до конца года, а чуть позже.

Что думают в Киеве о перспективах политического урегулирования конфликта в Донбассе? Отвечает директор центра политического анализа «Пента», украинский политолог Владимир Фесенко.

Владимир Фесенкодиректор центра политического анализа «Пента», украинский политолог«Тупиковость ситуации в том, что Москва хочет навязать Киеву две сепаратистские республики. Речь об их реинтеграции в состав Украины. Это вариант, который не будет обсуждаться и не будет приниматься. Выйти из тупика можно, если понимать и принимать минские соглашения таким образом, что в результате местных выборов на Донбассе по согласованному компромиссному варианту — а сейчас такого варианта нет и близко — произойдет демонтаж ЛНР и ДНР. В состав Украины возвратятся не две сепаратистские республики, а территории, которые в Киеве считают оккупированными. Произойдет восстановление там украинской власти, и в рамках этого процесса будет осуществляться и амнистия тех людей, которые не совершили тяжких преступлений. Вот какая схема выхода из тупика и схема политического урегулирования возможна. Но Россия и сепаратисты этого не принимают. Поэтому ситуация на сегодня выглядит тупиковой. Если ничего не поменяется, тот единственный возможный более или менее реалистичный выход из войны — это замораживание конфликта. Что, в принципе, и может произойти. Если удастся закрепить нынешнее перемирие».

Генсек ОБСЕ Ламберто Занньер рассчитывает на устойчивое перемирие на Украине, которое позволит реализовать в полном объеме минские договоренности. Как отмечается в заявлении, опубликованном по итогам его трехдневной поездки на Украину, развитие ситуации в стране перешло в «более позитивную фазу».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию