16+
Среда, 17 апреля 2024
  • BRENT $ 90.16 / ₽ 8481
  • RTS1155.46
13 октября 2015, 18:45 Право

Теракт в Москве заказали в Чечне

Лента новостей

Лефортовский суд Москвы сегодня арестовал трех участников теракта, который готовили сторонники ИГИЛ в столице. С помощью взрыва террористы хотели заставить РФ прекратить военную операцию в Сирии

Аслан Байсултанов, подозреваемый в причастности к подготовке теракта в Москве, во время рассмотрения ходатайства об аресте в Лефортовском суде.
Аслан Байсултанов, подозреваемый в причастности к подготовке теракта в Москве, во время рассмотрения ходатайства об аресте в Лефортовском суде. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Лефортовский суд Москвы сегодня санкционировал арест троих из 12 участников преступной группы, задержанных в минувшее воскресенье за подготовку теракта в столице. По данным следствия, участники и сторонники запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» планировали устроить взрыв где-нибудь в транспорте для того, чтобы российские власти прекратили военную операцию в Сирии. Организовать теракт им поручил уничтоженный несколько дней назад в Старопромысловском районе Грозного лидер чеченского бандподполья Шамиль Чергизов.

На рассмотрение ходатайства об аресте троих задержанных — Мохмада Межидова, Эльмана Ашаева и Аслана Байсултанова — доставили около двух часов дня на черной «Газели» с мигалкой. Их сопровождали около десятка сотрудников ФСБ, которые скрывали лица с помощью шапок-масок и платков, завязанных поверх нижней части головы.

Первым в зал суда с заломленными за спиной руками они завели 23-летнего жителя Чечни Аслана Байсултанова.

Кто заказал теракт

Как следовало из материалов дела, именно он вместе с 26-летним земляком Эльманом Ашаевым при неустановленных обстоятельствах в Грозном получил задание совершить теракт в «общественном месте» в Москве от лидера чеченского бандподполья Шамиля Чергизова. В июле прошлого года в отношении Чергизова и неустановленных лиц сотрудники УФСБ по Чеченской республике возбудили уголовное дело по факту участия в незаконном вооруженном формировании (ст. 208 УК РФ). 8 октября Чергизов, который недавно вернулся из Сирии, был уничтожен в результате контртеррористической операции в Старопромысловском районе Грозного.

Целью взрыва, который лидер бандподполья поручил устроить в Москве, была «дестабилизация обстановки в стране и попытка воздействовать на органы власти для принятия ими решений о прекращении использования вооруженных сил РФ против участников «Исламского государства» на территории Сирийской республики», сообщил следователь. По его словам, 3 октября на железнодорожном вокзале в Грозном Чергизов передал Байсултанову и Ашаеву электродетонатор промышленного производства и компоненты взрывчатого вещества, из которого исламисты должны были соорудить бомбу. Поездом они доставили все это в Москву, где хранили в доме №5 корпус 3 по Стрельбищенскому переулку вместе с жителем Грозного Мохмадом Межидовым.

Байсултанову и Ашаеву инкриминировали приготовление к теракту (ч.1 ст. 30-й, пункт «а» части 2-й статьи 205 УК РФ), приготовление к незаконному изготовлению взрывных устройств (ч.1 ст. 301 и ч.3 ст. 223.1 УК) и незаконное хранение оружия или боеприпасов (ч.3 ст. 222 УК РФ), совершенные организованной группой. Межидову вменили незаконный оборот оружия (ч.3 ст. 222 УК РФ). Впрочем, официального обвинения никому из фигурантов пока предъявить не успели.

«Вынужденный» визит с взрывчаткой

В суде оказалось, что, несмотря на молодой возраст, двое их трех подозреваемых — Байсултанов и Ашанов — уже успели обзавестись семьей и имеют по двое маленьких детей. Только 20-летний Межидов был холостяком. Два фигуранты были прописаны в Грозном, а третий — в Грозненском районе.

Настаивая на аресте подозреваемых, следователь заявил, что они совершили преступление террористической направленности в составе организованной группы, не все участники которой еще установлены. В этой связи оставлять на свободе их нельзя: в данному случае подследственные могут скрыться, уничтожить доказательства или продолжить заниматься преступной деятельностью.

Просьбу об аресте поддержала прокурор. Она указала, что наличие на иждивении малолетних детей не является основанием для того, чтобы оставлять фигурантов на свободе. При этом она обратила внимание суда на то, что Ашанов нигде не работает. «Из этого следует, что противоправная деятельность является постоянным источником его дохода», — сделала вывод представитель прокуратуры. Она сообщила, что Байсултанов «скрывался по другому уголовному делу и был объявлен в розыск» (судя по всему за участие в НВФ — Business FM), а Межинов «был застигнут на месте преступления».

Сами подследственные, казалось, были безучастны к собственной участи. Лишь в самом начале Байсултанов попытался приуменьшить свою роль. «Я был вынужден приехать в Москву с данным веществом», — начал он, но был прерван судьей Еленой Гелихановой.

«Вынужден, не вынужден, виновен, не виновен, мы эти вопросы сегодня не рассматриваем, только вопрос о мере пресечения», — пояснила она.

Все трое задержанных оставили вопрос о мере пресечения на усмотрение суда. Мохмад Межидов сообщил, что до задержания работал в ООО «Денежный двор» в должности «телефонного взыскателя».

Назначенные подозреваемым адвокаты в суде не проявляли активности. Лишь защитник Эльмана Ашанова пытался протестовать против ареста. Он сообщил, что его клиенту вменяются неоконченные преступления, к тому же он сотрудничает со следствием. «Он активно способствует раскрытию данного преступления. Роль моего подзащитного среди всех наименьшая», — убеждал суд адвокат. С учетом того, что у Ашанова имеются родственники в Москве, юрист предложил избрать подозреваемому иную меру пресечения, правда, не уточнил, какую именно.

Для того чтобы заслушать доводы сторон и вынести постановления об аресте всех троих, судье потребовалось два с небольшим часа. Она поместила подозреваемых в СИЗО на два месяца, до 12 декабря.

Пока неизвестно, будет ли ФСБ ходатайствовать об аресте еще 9 подозреваемых, задержанных в минувшее воскресенье, 11 октября. По делам о терроризме срок задержания составляет до 10 суток. Многих из них могут и отпустить.

«Убитый» арестованный

Что же катается Мохмада Межидова, Эльмана Ашаева и Аслана Байсултанова, то в ближайшие дни им предъявят официальное обвинение.

Примечательно, что 8 октября глава Чечни Рамзан Кадыров называл Аслана Байсултанова в числе боевиков «Исламского государства», которых уничтожили вместе с Шамилем Чергизовым в ходе спецоперации в Грозном. «Это Аслан Байсултанов и Магомед Мазаев 1989 и 1990 годов рождения», — сообщил он. При этом МВД республики называло интернет-изданию «Кавказский узел» другие имена убитых боевиков: 26-летнего Зелимхана Башанаева и 33-летнего Магомеда Мазаева. Однако в ходе следствия выяснилось, что среди убитых нет Байсултанова. «В сводке происшествий МВД, отправленной через несколько часов из Грозного в МВД и ФСБ России, уже было написано, что убит не Байсултанов, а Башанаев», — написал Кадыров в Instagram.

Нехорошая квартира

12 участников и пособников запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» были задержаны в воскресенье в Москве. «Штаб-квартира» террористов оказалась в самом центре города: в доме № 5 корпус 3 в Стрельбищенском переулке. Ее, по данным спецслужб, постоянно посещали от 6 до 11 человек. Внутри стражи порядка обнаружили готовое к применению взрывчатое вещество на основе аммиачной селитры весом пять килограммов, электродетонатор, весы для точного измерения пропорций компонентов взрывчатых веществ, сотовые телефоны, а также и набор инструментов и инструкции по сборке СВУ. В тот же день сотрудники спецслужб задержали по другим адресам еще несколько предполагаемых соучастников террористов. Данные о составе преступной группы противоречивы. По одним сведениям, большая часть из них — выходцы с Северного Кавказа, в том числе из Чечни, по другим — из Средней Азии. Некоторые СМИ пишут, что среди задержанных — трое сирийцев. В то же время ФСБ сообщила, что все задержанные — россияне. Некоторые из них прошли обучение в полевых лагерях «Исламского государства» на территории Сирии. Двое задержанных сознались, что планировали совершить теракт в общественном транспорте Москвы. Руководители бандподполья профинансировали взрыв и передали участникам преступной группы компоненты бомбы, которая должна была сработать от звонка мобильного телефона.

Директор ФСБ Александр Бортников назвал 23-летнего Аслана Байсултанова организатором несостоявшегося теракта. Всего, по его данным, в 2015 году на территории России было предотвращено 20 преступлений террористической направленности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию