16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.41 / ₽ 8168
  • RTS1173.68
27 ноября 2015, 18:39 ПолитикаКонфликты

Эрдоган предостерег Россию от «игры с огнем»

Лента новостей

Президент Турции заявил, что считает слова Путина неприемлемыми. Ссылаясь на США, он также утверждает, что «Исламское государство» и российские компании продают нефть Сирии

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Umit Bektas/Reuters

Турция не хочет эскалации напряженности с Россией из-за сбитого самолета. Как сообщает близкая к семье Реджепа Таийпа Эрдогана газета «Саббах», президент Турции заявил это в ходе официальной церемонии в одной из северных провинций страны.

Одновременно с сообщением о нежелании усиления конфликта Эрдоган обвинил Владимира Путина во лжи в связи с заявлениями последнего во время его встречи с Франсуа Олландом и посоветовал России не «играть с огнем».

«Турция не столь бесчестна, чтобы закупать нефть у террористической организации. Турция не покупает нефть у ИГИЛ. У Минфина США есть документы, подтверждающие, что это Россия и ИГИЛ продают нефть сирийскому режиму».

«Путин говорит, что те, кто применяет двойные стандарты в борьбе с терроризмом, играет с огнем. Я совершенно с ним согласен. Действительно, поддерживая режим Асада в Сирии, который убил 380 тысяч человек, — это игра с огнем. Наносить удары по получившим международное признание группам оппозиции под предлогом борьбы с ИГИЛ — это игра с огнем. Использовать инцидент, в котором правота Турции была признана всеми как предлог для преследования наших граждан в России, — это игра с огнем. Мы искренне советуем России не играть с огнем».

«У Турции не было задачи сбивать российский самолет. Это была лишь автоматическая реакция на нарушение границы».

Заявления Эрдогана Business FM прокомментировал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

В Кремле нам опровергли договоренности о каких-то контактах и договоренностях по военной линии, в том числе по действиям вблизи турецко-сирийской границы. Можно вспомнить также то, что Эрдоган сказал, что он не смог дозвониться российскому президенту, нам также пояснили в Кремле, что разговаривать пока не о чем, пока нет официального извинения. Так или иначе, президенты могут пересечься на климатическом саммите. Возможна ли подобная встреча, и возможна ли сейчас деэскалация напряженности?

Константин Симонов: Они будут вместе на климатическом саммите в Париже, а вот насчет того, встретятся ли они там или нет, пока все-таки здесь вопросы возникают. Мне лично кажется, что нет. И на самом деле, мы видим, что Турция совершенно не хочет эскалации этого конфликта, и мне кажется, что ситуация пошла не вполне по тому сценарию, на который рассчитывал Эрдоган. Видно, что он сейчас уговаривает европейских лидеров активнее помогать ему, активнее уговаривает США. Видите, он ссылается на какие-то документы, которые есть у американских ведомств, что всю эту нефть ИГИЛ покупает Асад через русских, они оценивают добычу ежедневную ИГИЛ в 40-50 тысяч баррель. Совершенно очевидно, что просто такие объемы в Сирии покупать некому. А то, что основные объемы пересекают сирийско-турецкую границу и далее идут в турецкие порты, то об этом пишут все, даже западные аналитики. Посмотрите любой западный журнал, который исследовал эти проблемы, — было несколько больших публикаций с картами, — я сам их читал, как раз на тему того, кто, как и в каких объемах торгует нефтью ИГИЛ. Так что здесь все эти попытки сослаться на какие-то загадочные документы и сказать, что Россия уже покупает нефть ИГИЛ, ясно, что это достаточно спорные интеллектуальные упражнения, которые показывают, что Эрдоган до конца не знает, как в этой ситуации действовать, но, конечно, не может как крутой политик. Здесь они похожи с Путиным по психотипу крутых мужиков: как Эрдоган публично извинится сейчас перед Россией? Он, может, и готов бы, чтобы эту ситуацию как-то разрулить, потому что если начнется экономическая война, последствия просчитать очень сложно, очевидно, что потери понесут обе стороны, и очень серьезные, если начнется такой жесткий обмен экономическими ударами. А мы знаем, что наша взаимозависимость довольно сильна. И она выстраивалась, исходя из надежд на прагматизм и Путина, и Эрдогана. А тут вот Эрдоган повел себя не как бизнесмен-прагматик, а как идеологически мотивированный политик, что и создает проблемы. Но пока Эрдоган, конечно, публично извиняться не готов, значит, и руку жать Путину тоже. Путин, естественно, после того, как он выдвинул ультиматум, Эрдоган заявил, что он извиняться не будет, Путин тоже сейчас руки Эрдогану не протянет.

На ваш взгляд, ситуация будет в какую сторону развиваться: эскалации или деэскалации? С другой стороны, Эрдоган говорит, что если турецкий самолет собьют в небе Сирии, то это будет актом агрессии. Возможна ли такая ситуация, что турецкий самолет собьют в небе Сирии, и как будет тогда развиваться ситуация?

Константин Симонов: Вы как раз называете сценарий, который больше всего меня пугает. Все мы понимаем, что и у нас, и на Западе элиты рационально мыслящие, по крайней мере, никто ядерной войны не хочет, потому что последствия ее всем очевидны. Но проблема тоже заключается как раз в том, что все играют крутых парней, может быть, все и не хотят ядерного конфликта, но когда вы повышаете ставки, увеличиваете военное присутствие, завозите, а кто-то перебрасывает Ф-16 поближе к зоне действия российских самолетов, кто-то — С-400 в зону полетов турецких самолетов, то рано или поздно, даже если не будет какого-то приказа, может какая-то шальная ракета куда-то не туда пойти, и все, тогда система заработает. Я абсолютно убежден, что, если турецкий самолет пересечет сейчас сирийскую границу, конечно, он будет сбит. Видите, Турция это понимает, и сейчас дана команда там не летать, потому что Эрдоган, хоть и говорит, что это будет актом агрессии, но он тоже понимает, это же та же самая ситуация, которая была с Россией во вторник. Турция сбивает самолет — часть избирателей требует в возбужденном экстазе, чтобы мы начинали чуть ли не Турцию бомбить. Но мы проявляем здесь разум. А теперь зеркальная ситуация: российский С-400 сбивает турецкий самолет. Что делать Эрдогану? Хорошо, он заявил, что это акт агрессии. Дальше что? Он начинает войну с Россией? Как вы это представляете себе? И он пока этого себе не представляет. Поэтому пока он говорит, что все, пока не летаем. Но все равно фактор случайности остается, и тут последствия могут быть самыми катастрофическими, что меня очень пугает.

Между тем, как стало известно, Россия с 1 января 2016 года приостановит безвизовый режим с Турцией. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию