За рекламу на домах теперь будут платить жильцам
Лента новостей
Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, уточняющий порядок размещения наружной рекламы на многоквартирных домах. За жильцами теперь закреплено право заключать соответствующие договора и получать за это плату
Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, уточняющий порядок размещения наружной рекламы на многоквартирных домах и закрепляющий за жильцами право заключать договор об этом. Об этом сообщается на сайте президента России.
Подписанный президентом федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 19 Федерального закона «О рекламе» был принят Госдумой 16 сентября 2009 года и одобрен Советом Федерации 21 сентября. В соответствии с законом, в Жилищный кодекс РФ и федеральный закон «О рекламе» вносятся изменения, определяющие порядок пользования общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме в отношении установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение соответствующего договора возможно только при наличии согласия собственников помещений в таком доме. В соответствии с федеральным законом, принятие решения о заключении договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции должно решаться на общем собрании жильцов. На нем же собственники могут выбрать лицо, которое будет уполномочено от имени собственников помещений дома заключить договор на установку рекламной конструкции.
В действующем Жилищном кодексе РФ за жильцами дома уже закреплено право пользования «общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме», куда входят, в том числе, крыши и фасады дома. Кроме того, согласно ЖК, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам только по решению всех жильцов и в том случае, «если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц».
«Нынешний закон — хорошее напоминание рекламодателям, которые не платят жильцам, размещая рекламу на их домах. Я была за принятие этого закона, — прокомментировала BFM.ru закон депутат Госдумы Галина Хованская. — Если раньше деньги за аренду рекламного места поступали в бюджет Москвы, то сейчас они будут идти на счета ТСЖ, ЖСК или управляющей компании, которая занимается данным жилым домом. Таким образом, средства пойдут на нужды дома».
Согласно данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем российского рынка рекламы по итогам первого полугодия 2009 года снизился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 90 млрд рублей. При этом в сегменте наружной рекламы объемы упали на 39% до 13,3–13,5 млрд рублей.
По мнению президента Союза профессионалов наружной рекламы Сергея Клюшкина, новый закон не приведет к падению объемов рынка наружной рекламы. Подписание закона было обусловлено противоречиями между действующим Жилищным кодексом и федеральным законом «О рекламе». «Операторы наружной рекламы должны были платить за право пользования фасадами и крышами зданий и раньше. Деньги взимали префектуры, которые никакого права на это не имели. Теперь же для установки рекламных конструкций необходимо собрание жильцов и выбор ими юридического лица, которое будет представлять их интересы, например, ТСЖ. Конечно, это лишние хлопоты для рекламщков, но я лично считаю, что это правильно. Для рекламных операторов это не критично, так как подобный опыт уже есть», — отметил в интервью BFM.ru глава Союза профессионалов наружной рекламы.
Сергей Клюшкин не стал называть суммы, которые рекламщики должны вносить в качестве ежемесячной платы за пользование конструкциями здания, сославшись на то, что в разных районах города плата значительно различается. «Через 3-4 года правительство перестанет выделять из бюджета средства на поддержание жилищного фонда, то есть жильцам придется самим находить средства на то, чтобы поддерживать дом и прилегающие территории в должном виде. Суммы за размещение рекламных конструкций, которые будут выделять операторы наружной рекламы, достаточны для этих целей», — говорит эксперт.
Стоит упомянуть, что в настоящее время Москва разбита на 7 тарифных зон, в каждой из которых свои расценки на рекламу. «Существует базовая ставка на аренду рекламной площади, которая до недавнего времени составляла 16 тысяч рублей за 1 квадратный метр рекламной площади в год. Недавно вступило в силу решение, согласно которому базовая ставка уменьшилась на 30%, — объясняет ведущий специалист «Эспар Аналитик» Сергей Шумовский. — В центре города коэффициент составляет 2 (максимальная ставка), в спальных районах — 0,2 (минимальная ставка)».