Кубинские чиновники разлюбили «Лады»
Лента новостей
Последние три десятилетия они неизменно предпочитали ездить на российских автомобилях, а теперь решили сменить марку авто и пересесть на китайские машины
Кубинские чиновники, последние три десятилетия неизменно предпочитавшие ездить на российских автомобилях Lada, решили сменить марку авто и пересесть на китайские машины, передает Reuters. Автомобили на Кубе являются свидетельством политического развития страны. Теперь предпочтения российским автомобилям китайских авто говорят о развития отношения Острова свободы и КНР.
Министры, представители коммунистической партии и полицейские меняют свои автомобили Lada с жесткой системой управления на мягкую гидравлику сделанного китайцами современного седана Geely CK.
Это символизирует новый союз Острова свободы с Пекином. Китай в настоящее время является для Кубы вторым по величине торговым партнером, уступая пальму первенства только Венесуэле. В данном случае он в очередной раз продемонстрировал свою способность быстро захватывать новые торговые рынки и занимать на них доминирующее положение.
Как бы то ни было, автор статьи Эстебан Исраэль (Esteban Israel) пишет, что кубинцы не откажутся от своей любви к продукции российского «АвтоВАЗа», которая по сути является самым очевидным наследством дружбы Кубы и Советского Союза со времен холодной войны. А это значит, что ВАЗы не исчезнут с кубинских дорог.
Механик Давид Пенья (David Pena), основавший недавно кубинский Российский автомобильных клуб, говорит: «Я не думаю, что будет легко вытеснить Lada. Ведь для нас этот автомобиль уже сродни члену семьи».
Стоит отметить, что на Кубе, как нигде в мире, сохранилось множество старых американских автомобилей; они напоминают о дореволюционных временах Кубы, но одновременно и свидетельствет о таланте автомехаников, живущих на острове. Впрочем, американские автораритеты по численности не могут тягаться с продукцией российского автопрома: на Кубе зарегистрировано примерно 100 тысяч автомобилей Lada против 60 тысяч старых американских машин.
Теперь же все чаще на улицах Гаваны можно встретить китайские автомобили Geely, спроектированные на основе корейской Daewoo с 1,5-литровым двигателем по лицензии Toyota Motor. Эти авто сложно не заметить: они имеют современный элегантный дизайн, в них установлен кондиционер, электроподъемники стекол и CD-плейеры.
В настоящее время на острове число китайских автомобилей ограниченно, они используются пока исключительно членами правительства и как автомобили на прокат. Но их количество, как ожидается, увеличится, что будет являться признаком укрепления экономических отношений Китая и Кубы.
Geely, самый большая частная автомобильная компания Китая, в июне этого года уже отправила на Кубу 1,5 тысячи автомобилей, сообщает Miami Herald. Международная стратегия китайской корпорации основана на экспорте дешевых транспортных средств.
Lada остается членом кубинской семьи
Но уже ставшая несовременной Lada, разработанная на основе итальянского Fiat в 60-е годы прошлого века, успела стать на Кубе культовым объектом, что обеспечивает устойчивое положение российского автопрома на острове. Свидетельством этому является, к примеру, тот факт, что такие как Давид Пенья и другие поклонники российских ВАЗов, каждый месяц собираются в Lenin Park в пригороде Гаваны для того чтобы поговорить о своих любимых «Ладах» и похвастать ими.
Советский Союз взял Кубу под свое крыло в 1961 году, через два года после того, как лидер кубинской революции Фидель Кастро пришел к власти. И СССР до своего исчезновения в 1991 году вкладывал в экономику курируемого коммунистами острова миллиарды долларов субсидий, а также поставлял товары, включая и автомобили Lada.
Первые «Лады» были автомобилями почти спартанского класса, без каких бы то ни было излишеств и намека на комфорт. Но поставки стали первым шагом для Кубы, бросившей экономический вызов. Кроме того, ВАЗы были дешевой продукцией и успели заработать репутацию автомобиля с долгим сроком службы, который легко ремонтируется. Как говорят гаванские опытные механики, отремонтировать «Ладу» может любой, используя кусок провода. Кубинцы всячески проявляют свою любовь к российским «Ладам», к примеру, используя авто для реализации своего инженерного потенциала. Кто-то покрывает переднюю панель авто драгоценными породами дерева, кто-то устанавливают современные карбюраторы. А кто-то даже изобретает новую версию оригинального советского автомобиля, сваривая вместе два старых автомобиля и получая лимузин Lada.
Кроме того, среди жителей Кубы есть и те, кто сомневаются, что китайские Geely будут столь же надежны в эксплуатации, на кубинских разбитых дорогах.
При этом не стоит забывать и о том, что автомобиль на Кубе является желанной мечтой, поскольку по законам этой страны получить его не так просто. Госчиновник должен оформить письменное разрешение на покупку автомобиля. В большинстве случаев, даже если автомобиль куплен, он все равно принадлежит государству. В личной собственности автомобиль имеют только те, кто приобрел его до революции или же те, кому это почетное право было предоставлено за личные или политические заслуги.
Для тех, кто все-таки получает разрешение на покупку авто, новая Lada обходится примерно в 5 тысяч долларов. На черном рынке автомобиль обойдется в три раза дороже, но при этом он останется зарегистрированным на предыдущего владельца.
Не стоит забывать и о том, что автомобили на кубинских улицах отражают политическую историю страны — продолжительное советское присутствие, слабое американское влияние и, как это происходит в настоящее время, наращивание связей с Китаем. Но Россия также на протяжении последних лет прилагала усилия для укрепления старой дружбы. В частности, намереваясь открыть завод по выпуску автомобилей Lada для организации продаж в Латинской Америке. Однако планам помешал наступивший кризис. Но у России есть и планы по поставкам тысяч новых автомобилей Lada на Кубу. Добавим, в начале 2009 года «АвтоВАЗ» и кубинская корпорация Cubalse согласовали и подготовили к подписанию контракт купли-продажи 2630 автомобилей Lada и контракт на поставку запасных частей.