16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
6 апреля 2016, 07:06 Общество

Эхо разоблачений, или Россия — не Исландия. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Первым серьезным следствием публикации «Панамского досье» стала отставка исландского премьера. На него был оформлен офшор, с которого он покупал облигации исландских банков. После их краха он, соответственно, был лично заинтересован в их спасении. Других результатов пока не видно. Но весь мировой финансовый бизнес еще ждут масштабные потрясения. И меньше всего они коснутся российского руководства

Фото: AP/TASS

Первая волна разоблачений из «панамских бумаг» — лишь верхушка айсберга. 370 журналистов-расследователей просто физически не могли за год глубоко проанализировать более 11 млн документов и 2,6 терабайт информации. Последующие угрозы для 240 тысяч юридических лиц, 140 мировых политиков (и публичных фигур, включая 12 глав государств), сильно разнятся. И зависят от законов и усердия налоговых органов конкретных стран.

В уже опубликованных документах есть следы «финансовых пирамид», наркоторговли, финансирования терроризма. Нашелся даже один американский педофил, который насиловал сирот в России, а затем подписал документы на офшорную компанию, сидя в тюрьме штата Нью-Джерси. Вскрылась очередная сеть взяточников FIFA вокруг организации футбольных мероприятий в Латинской Америке.

Вряд ли короля Саудовской Аравии ждут такие же неприятности, как украинского президента Порошенко, чье реноме как «лидера молодой проевропейской демократии» и так уже было не на высоте. После истории с регистрацией «офшорки» по своему паспорту ему будет еще труднее сплотить вокруг себя заплутавшее в реформах украинское общество (и его разобщенную элиту).

Основные нарушения связаны с уходом от налогов. 95% засветившихся через «Фонсеку» сделок — это купля-продажа транспортных средств типа яхт или люксовых автомобилей. Футболиста Лионеля Месси ждут разборки с испанскими налоговиками. А артисту Джеки Чану с его шестью офшорным компаниями разбираться, видимо, в Гонконге.

Исландскому премьеру Сигмюндюру Давиду Гюннлёйгссону, видимо, предстоит отставка. Но она станет результатом давления общественного мнения. А уже потом придется отвечать, что он делал с облигациями исландских банков на своем офшорном счету в пору, когда эти банки отказались отвечать по требованиям британских вкладчиков.

Когда британская пресса на первых полосах пишет о «12 друзьях Путина», чьи имена всплыли в публикациях, то некоторые издания упоминают еще и «друзей премьера Кэмерона» и партии консерваторов. Дюжина спонсоров тори оказались связаны с офшорами. То есть, речь идет о политическом финансировании через офшоры, притом что Кэмерон на словах выступал ярым борцом за наведение чистоты в этом деле. Плюс шесть членов Палаты лордов и трое бывших парламентариев от консерваторов.

Среди замешанных около 500 банков оказались Credit Suisse, UBS, HSBC, которые либо ранее засвечены в подобных утечках, либо у них были другие проблемы с американскими финансовыми регуляторами, выступающими нынче в роли «мирового долларового жандарма».

«Панамские бумаги» приведут к новым расследованиям в США, многомиллиардным штрафам, наложенным на банки и, соответственно, к переделу финансового рынка. Уже обнаружили 33 физических и юрлица, находящихся под санкциями США.

По разным оценкам в офшорах хранится от 21 до 32 триллионов долларов. Через них идет большая часть мировой торговли. Во всем мире налоговые службы теряют в год от 200 до 300 млрд долларов от ухода от налогов через офшоры. Возвращение хотя бы части этих астрономических сумм в легальное поле кардинально изменит мировой финансовый ландшафт и характер развития притормозившей мировой экономики. Изменит в пользу тех, кто сегодня диктует правила финансовой прозрачности.

Что касается «российской части» досье, то она вряд ли возбудит широкую публику. Она привыкла, что сильные мира сего живут по иным законам, а подробно разбираться в хитросплетениях льготных кредитов и схем по переуступке долгов и долей в компаниях вряд ли кто станет. С юридической точки зрения подкопаться к упоминаемым в «панамских бумагах» сделках с участием виолончелиста Ролдугина или банкира Ковальчука можно лишь при большом и страстном желании. Что мы вряд ли увидим со стороны отечественных органов.

Упоминаемые чаще всего в этой связи два млрд долларов — всего лишь общая сумма прошедших через панамский офшор денег. Из нее пока невозможно вычленить конкретный размер незаконной, если она была, заинтересованности конкретных лиц.

А уж юридически привязать к этим сделкам лично президента Путина — нереально. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков, видимо, удачно пошутил, когда сказал, что основной целью расследования был именно Путин. Потому как если это так, то более чем скромный результат был достигнут просто с катастрофическим «сопутствующим ущербом» по десяткам других направлений.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию